Актуальность темы. В младшем подростковом возрасте отношения внутри школьного класса зачастую обостряются. По мере нарастания числа и интенсивности противоречий может в детском коллективе может закрепиться конфликтная модель отношений. Целесообразно предпринимать действия по ее преодолению на начальных этапах, пока не нанесен существенный ущерб личностному развитию отдельных учащихся и развитию учебной группы в целом.
Теоретическое обоснование программы. Внутренне конфликтные классы целесообразно рассматривать как целостные организмы, а не группы конфликтных детей. Такие классы имеют яркие социально-психологические особенности, и, соответственно, требуют использования социально-психологических технологий для работы с ними. К особенностям внутренне конфликтного класса можно отнести:
· несбалансированность системы внутригрупповых отношений, закрепление отдельных учащихся в неконструктивных позициях «жертвы» или «преследователя»;
· признание учащимися существующей модели отношений в классе нормативной.
|
|
· низкий уровень групповой сплоченности
· несформированность навыков общения и преодоления конфликтов у учащихся.
Целью программы является создание условий для преодоления внутренней конфликтности школьного класса.
Задачи программы:
· создание условий для осознание учащимися имеющихся трудностей в отношении;
· создание условий для формирования мотивации к преодолению этих трудностей;
· создание условий для формулирования «антиконфликтного» контракта и обсуждения возможностей его соблюдения;
· создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся;
· создание условий для формирования / подержания у учащихся ощущения собственной значимости в системе отношений в классе;
· создание условий для повышения сплоченности класса.
Ожидаемые результаты: преодоление внутренней конфликтности класса, которое проявляется в:
· снижении количества и остроты конфликтов;
· улучшении эмоционального климата в классе;
· повышении внутригрупповой сплоченности.
Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы в формате тренинга.
Организация занятий. Программа рассчитана на 10 занятий по 1 академическому часу каждое (2-3 занятия в течение недели) и предназначена для проведения в 5-7 классах.
Методическое оснащение. Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами прикладной конфликтологии. Ведущему необходимы навыки создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками, осуществления консультационной работы и работы в области ведения групп.
|
|
Занятия проводятся в обычном учебном классе, имеющем стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства классных часов необходимы раздаточные материалы, канцелярские принадлежности.
Целевая группа. Программа предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.
2. Учебно-тематический план:
Тематические блоки / темы | количество часов |
Вводное занятие. Прояснение актуальной ситуации Рефлексия сложившейся ситуации Мотивирование к преодолению конфликтов Формулирование «антиконфликтного кодекса» Рефлексия промежуточных итогов Повышение ценности учащихся в системе межличностных отношений Развитие сплоченности класса Рефлексия достигнутых результатов | 1 1 1 1 1 2 2 1 |
Итого | 10 часов |
3. Оценка эффективности программы. Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:
1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков-участников программы;
2. на основе экспертных оценок со стороны ведущего программы и классного руководителя.
4. Список литературы. Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:
· Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
· Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников. СПб., 2005.
· Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105.
· Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону, 2006.
· Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. СПб., 2002.
· Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. М., 2011.
· Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. № 1.
· Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. М., 2011.
· Петрановская Л. Детки в клетке. Взгляд психолога на травлю в школе // http://www.semya-rastet.ru/razd/rebenka_travjat_v_shkole_chto_mozhno_sdelat/
· Руланн Э. Как остановить травлю в школе. М., 2012.
· Селиванова О.А., Шевцова Т.С., Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении. Тюмень, 2011.
· Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск-Москва, 2001.
· Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001
· Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Занятие 1. Вводное занятие. Прояснение актуальной ситуации
Цель занятия: создание условий для знакомства класса с форматом предстоящей работы, прояснение представлений детей о сложившейся ситуации.
Материалы: бумага для записей, цветные карандаши
Ход занятия: материалы для оформления «визиток», ватман, маркер, бумага для рисования, цветные карандаши