Цель занятия: расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе навыков эффективной коммуникации.
Материалы: бумага для записей, ручки, коробка.
Ход занятия:
1. Приветствие (3 минуты), повторение выводов о закономерностях эмоциональных реакций в конфликте.
2. Дискуссия «Способы безопасного выражения эмоций в конфликте» (15 минут).
Обсуждается вопрос о том, как сделать так, чтобы эмоции не мешали продуктивному развитию конфликта, а, наоборот, помогали.С помощью ведущего формулируется возможные способы (не)выражения чувств в конфликте. Результаты обсуждения фиксируются на доске.
Ведущий объясняет алгоритм «Я-послания»: «Когда ты …, я чувствую…. Давай мы…»
3. Работа в малых группах (12 минут). Каждая группа получает карточку с заданием в виде ситуации, в которой человек должен, не допустив ущемления своих интересов, не испортить отношения с партнером по взаимодействию. Участники каждой группы должны сформулировать все возможные исходы ситуации (см. схему, составленную по итогам обсуждения), иллюстрировав их репликами сторон, и представить группы свои варианты решения предложенной им ситуации. Примеры ситуаций:
|
|
· Одноклассник взял у меня тетрадь, чтобы переписать урок, и не отдает ее несколько дней
· Друг взял за правило, здороваясь со мной, ударять меня кулаком в плечо. Мне это не нравится
· Друзья придумали для меня прозвище, которое им кажется смешным, но меня обижает
· Сосед по парте с меня постоянно списывает, а учитель ругает меня, потому что думает, что я нарушаю дисциплину и т.д.
4.«Копилка обидок» (12 минут). Каждый участник (анонимно) описывает ни листе бумаги конфликтную ситуацию, свидетелем которой н был (не свою) и в которой одна сторона обидела другую. Пример: «Коля три раза подряд не сделал домашнее задание, объясняя это тем, что очень занят в спортшколе – готовится к важным соревнованиям. Мария Ивановна не стала слушает его объяснений, поставила «двойку» и назвала его ленивцем». Записи собираются в коробку Затем ведущий случайным образом вытаскивает бумажки, зачитывает ситуации, класс переформулирует обидные высказывания в конструктивные.
Завершение занятия (3 минуты)