Алгоритм литературно-исполнительского анализа сказки

1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)

2. Тема (о ком, чём - по основным событиям)

3. Идея (замысел: ради чего, с какой целью)

4. Характеристика главных героев (цитаты из текста), их взаимоотношений, мотивы поступков

5. Конфликт

6. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть

7. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка - примеры из текста)

8. Выводы - значение в работе с детьми

9. Создание исполнительской концепции (создание образа рассказчика-сказочника, выбор формы общения со слушателями).

 

 

Схема анализа литературной сказки

1. Автор. Название

2. Жанровая особенность сказки (стихотворная, прозаическая, драматическая)

3. Тема (о чем идет речь)

4. Основная мысль (какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет эта сказка)

5. Главные персонажи (характер). Второстепенные персонажи.

6. Композиция: зачин, завязка, развитие, кульминация, развязка, концовка, наличие лирических отступлений – описания природы, интерьера и т.п.).

7. Сходство литературной сказки с народной. Сказочные элементы (сказочные формулы, троекратные повторы, анимизм, волшебные предметы, антропоморфизм, превращение, антитеза, градация и т.п.)

Отличие литературной сказки от народной.

9. Анализ выразительных средств (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора, гипербола, просторечные слова, выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы и т.д.).

Композиция – построение всех элементов и частей художественного произведения в соответствии с авторским замыслом (в определенной последовательности; композиционно оформляется образная система персонажей, пространство и время, событийный ряд в сюжете)

Сюжет – событийный ряд художественного произведения, построенный в соответствии с авторским замыслом.

Сюжет может излагаться:

- В прямой хронологической последовательности событий;

- С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;

- В преднамеренно измененной последовательности

Несюжетными элементами считаются:

- Лирические (иначе - авторские) отступления;

- Вводные (вставные эпизоды);

- Художественные предварения;

- Художественное обрамление.

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции).

Вводные (вставные) эпизоды имеют жанровую завершенность, но являются частью произведения; вносят дополнительный смысл в раскрытие авторской идеи;

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.

 

Композиционно-сюжетные элементы литературного произведения

Пролог – то, что привело к возникновению сюжета, предшествующие события (не всегда бывает)

Экспозиция – обозначение исходного пространства, времени, героев

Завязка – события, дающие развитие сюжету

Развитие действия – более или менее подробное развитие сюжета от завязки до кульминации

Кульминация – «конфликт», «проблемность» сюжета уже не может существовать и разрешается – стремится к восстановлению нормального состояния

Развязка – прекращение действия в данном конфликтном направлении, восстановление нормы, противоречия разрешаются или снимаются

Эпилог – «анонс» дальнейших событий, подведение итога
Ведущий композиционный принцип:

Линейная композиция - последовательное развитие событий в развитии (во времени и пространстве)

Кольцевая – сюжет замыкается в кольцо: начало и конец повторяются);

Рамочная – один сюжет внутри другого;

Многоплановая – параллельное развитие нескольких сюжетных линий;

  «Китайская шкатулка» - один сюжет внутри другого;

  «Нитка с бусами» - серия рассказов с одним героем.

  Художественный образ персонажа -  индивидуальные черты:

- Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

- Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим героям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

- Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

- Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

- Наличие или отсутствие прототипа.

Основные приемы создания образа-персонажа:

- Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

- Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

- Прямая авторская характеристика;

- Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

- Характеристика героя другими действующими





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: