Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.
Занятие 4. Что такое эффективная коммуникация?
Цель занятия: создание условий для выявления закономерностей эффективной коммуникации и формирования навыков ее осуществления
Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», карточки для упражнения «Бинго-формуляр» по числу участников,3 карточки с заданиями для упражнения «Диктант»,раздаточный материал для соревнования между группами (либо видеофрагмент), ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумага для записей.
Ход занятия:
Приветствие (3 минуты)
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любыми словами, охарактеризовав при этом свое настроение, ассоциируя его с каким-нибудь животным: «спокойное, как слон». Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, как организовано эффективное общение».
Упражнение «Бинго-формуляр» (10 минут)
Участники получают карточки:
Играет на музыкальном инструменте | Регулярно занимается спортом | Терпеливо переносит дождливый день | Имеет домашнее животное | Имеет прозвище |
Говорит больше чем на одном языке | Регулярно ходит в театр | Посмотрел фильм в последние выходные | Любит беллетристику | Ведет дневник |
Может приготовить котлеты «по - киевски» | Единственный ребенок в семье | Левша | Имеет больше трех братьев и сестер. | Никогда не лежал в больнице |
Обладает холерическим темпераментом | Имеет родимое пятно | Является членом какого-либо клуба (союза и т.д.) | Любит говорить | Может свистеть на пальцах |
В последний год менял место жительства | Спит по воскресениям до 10 утра или еще позже. | Умеет играть в преферанс или покер | Обладает хорошим музыкальным слухом | Участвовал в первомайской демонстрации |
Участники свободно перемещаются по помещению и общаются друг с другом. Каждый участник должен собрать подписи других членов команды по диагонали, вертикали, горизонтали. Условие: один участник может поставить свою подпись в каждом формуляре лишь один раз. Тот, кто выполнил задание, поднимает руку и говорит «Бинго!».
По завершении обсуждаются удачные и неудачные способы вступления в контакт и удачного выхода из общения (фиксируются на доске).
Упражнение «Диктант» (15 минут)
Выбираются трое водящих, которые выходят за дверь и получают по одной картинке, составленной их геометрических фигур. Затем водящие по очереди описывают доставшиеся им картинки, группа пытается по словесному описанию нарисовать их. В первый раз группе не разрешается задавать вопросы. Во второй раз, с новой картинкой, участники могут поднимать руку и задавать закрытые вопросы говорящему для прояснения непонятного. В третий раз можно задавать открытые вопросы.
Затем рисунки сравниваются с оригиналами. В обсуждении делается вывод о важности открытых вопросов для прояснения позиции собеседника.
Соревнование между малыми группами (12 минут)
Группа делится на подгруппы с помощью приема «Броуновское движение».Участники свободно передвигаются по помещению. Ведущий время от времени хлопает в ладоши и называет число от 2 до 7. По хлопку ведущего частники должны объединиться в группы с названным числом участников. Тех, кто оказался «лишним» (поскольку число участников не может быть кратным всем называемым ведущим числам) какая-то из групп должна спрятать внутри себя. Заканчивая упражнение, ведущий вместе с хлопком называет число 3 или 4. Таким образом образуются подгруппы.
Подгруппы получают раздаточный материал – отрывок из повести В. Железнякова «Чучело», гл. 4, описание конфликта Васильева с одноклассниками (либо демонстрируется соответствующий видеофрагмент).
Задача подгрупп: за 5 минут придумать как можно больше открытых вопросов к этому тексту. Затем организуется «игра навылет»: побеждает команда, которая последней сумела задать вопрос.
Завершение занятия (5 минут)
Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.
Занятие 5. Как правильно слушать собеседника?
Цель занятия: создание условий для выявления закономерностей эффективной позиции слушателя и формирования навыков ее осуществления
Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумага для рисования, мел или бумажный скотч для упражнения «Умею ли я слушать», рабочие листы для упражнения «Навыки активного слушания».
Ход занятия:
Приветствие (3 минуты)
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любым приветственным предложением. Условие: все приветствуют друг друга одновременно, по сигналу ведущего. Ведущий обращает внимание на эффект приветствия и объявляет задачу занятия: «Разобраться, как организовано эффективное слушание».