VI. Мониторинг системы образования

 

В соответствии с полномочиями, установленными Положением
о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 885, Рособрнадзор осуществляет мониторинг системы образования на федеральном уровне в установленной сфере ведения.

Процедура, сроки проведения, а также показатели мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и наукиустановлены приказом Рособрнадзора от 10 июня 2019 г. № 796 (далее – Приказ
№ 796).

Утвержденные Рособрнадзором показатели мониторинга системы образованиянаиболее полно отвечают запросам общества по обеспечению доступной среды
для лиц с ОВЗ - в структуре предоставления информации на сайте образовательной организации раздел «Сведения об образовательной организации» оснащен подразделом «Доступная среда», который включает в себя мониторинг информации:

о специально оборудованных учебных кабинетах;

о приспособленных объектах для проведения практических занятий;

о приспособленной(ых) библиотеке(ах);

о специальных объектах спорта;

о приспособленных средствах обучения и воспитания;

об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;

о специальных условиях питания;

о специальных условиях охраны здоровья;

о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;

о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ;

о наличии специальных технических средств обучения коллективного
и индивидуального пользования;

о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате;

о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Мониторинг по показателям «Наличие на официальном сайте в подразделе «Доступная среда» информации о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», указанным в подпункте 1.12 пункта 1 приложения к Приказу № 796, проводится 1 раз в полгода.

Внимание! По факту выявления Рособрнадзором нарушения требований законодательства об образовании, в том числе информации о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, на основе данных мониторинга
в системе образования могут быть проведены внеплановые проверки организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования (часть 5 статьи 93 Закона об образовании).

 






VII. Ответственность за нарушение обязательных требований порядка приема в образовательную организацию

 

В соответствии с частью 5 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.№ 195-ФЗ нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема
в образовательную организацию -влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

VIII. Часто задаваемые вопросы по организации приема на обучение
в организацию, осуществляющую образовательную деятельность,
в части обеспечения доступности образования
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 








ВОПРОС

    Имеет ли право ребёнок-инвалид обучаться на подготовительном отделении ВУЗа за счет бюджетных средств?

ОТВЕТ

В соответствии с частью 7 статьи 71 Законаоб образовании право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют, в том числе дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.

Порядок приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 13 августа 2019 г. № 602 (далее – Порядок), регламентирует прием лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, включенных в перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утверждаемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее соответственно - прием, поступающие, подготовительные отделения, организации).

Имеющим среднее общее образование обучающимся на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования в очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках государственного задания выплачивается стипендия.

 

ВОПРОС

    Здравствуйте! Мой сын имеет инвалидность с детства, в настоящее время
3 группу инвалидности. Имеет ли преимущественное право зачисления
в образовательную организацию инвалид 3 группы?



ОТВЕТ

Приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, регламентирующий прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета
в образовательные организации высшего образования, на обучение
по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры в организации высшего образования и научные организации (далее – Порядок приема).

В соответствии с пунктом 34 Порядка приема право на прием на обучение
в пределах особой квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды
с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных
в период прохождения военной службы, дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных
в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995
№ 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 35 Порядка приема преимущественное право зачисления предоставляется дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), определяющиев соответствии с Федеральным закономот 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениямимедико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 10 Правил категория «ребенок-инвалид» устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет.

Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет, до достижения возраста 14 лет либо 18 лет устанавливается гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделами I, II и II(1) приложения к Правилам.

Согласно пункту 13 Правилгражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам,
не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет.

В соответствии с пунктом 13.1 Правилграждане, которым установлена категория «ребенок-инвалид», по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами.











ВОПРОС

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, обязана ли образовательная организация размещать информацию об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов? ОТВЕТ

    В соответствии с пунктом 49 Порядка на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147(далее – Порядок приема), в целях информирования о приеме на обучение организация размещает информацию
на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт), а также обеспечивает свободный доступ
в здании организации к информации, размещенной на информационном стенде (табло) приемной комиссии и (или) в электронной информационной.

Организация размещает на официальном сайте и на информационном стенде информацию о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры не позднее 1 октября предшествующего года, а также информацию об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.



ВОПРОС

    Можно ли сдать инвалидам вступительные испытания в образовательной организации вместо ЕГЭ? 

ОТВЕТ

    В соответствии с пунктом 21 Порядка приема на обучение
по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (далее – Порядок приема), отдельные категории поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно (далее – общеобразовательные вступительные испытания для отдельных категорий поступающих):

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях
и не сдавали ЕГЭ в указанный период);

2) по отдельным общеобразовательным предметам - лица, которые прошли государственную итоговую аттестацию по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период
не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

В соответствии с пунктом 22 Порядка приема при реализации прав, указанных в пункте 21Порядка приема, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, наряду с использованием результатов ЕГЭ
в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний (при реализации права, указанного в подпункте 2пункта 21Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, только по тем общеобразовательным предметам, по которым они прошли государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно не сдавали ЕГЭ).

При реализации прав, указанных в подпунктах «а» и «б» подпункта 1 пункта 21Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.





ВОПРОС

Добрый день! Какие должны в Институте создаваться условия для проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов?


ОТВЕТ

В соответствии с пунктами 92-100Порядка приема на обучение
по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 (далее – Порядок приема),организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
и (или) инвалидов (далее вместе - поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития,
их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

В организации должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих
с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов;
при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек;

при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих
с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться
с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих
с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется
в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

2) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

3) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

предоставляются услуги сурдопереводчика;

4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме
в магистратуру - по решению организации);

6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся
в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме
в магистратуру - по решению организации).

Условия, указанные в пунктах 93 - 98 Порядка приема, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения
о необходимости создания соответствующих специальных условий.

Организация может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.














ВОПРОС

    Если я как абитуриент с инвалидностью подаю документы на несколько направлений подготовки (специальностей), могу ли я воспользоваться особыми правами по всем выбранным специальностям?

ОТВЕТ

    Минобрнауки России письмом от 29 июня 2018 г. № 05-6417 «Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета» дало разъяснения изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июня 2018 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения
в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ).

До принятия Федерального закона№ 162-ФЗ часть 3 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) устанавливала, что при приеме
на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов граждане могут воспользоваться особыми правами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона
об образовании, подав по своему выбору заявление о приеме в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона об образовании установлены следующие особые права:

1) прием без вступительных испытаний;

2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (далее - прием в пределах особой квоты).

Федеральным законом№ 162-ФЗ ограничение, которое ранее было установлено частью 3 статьи 71 Федерального закона об образовании, отменено в отношении особого права, указанного в пункте 2 части 1 статьи 71 Федерального закона об образовании, - права на прием в пределах особой квоты.

Изменение, внесенное Федеральным законом№ 162-ФЗ, вступило в силу
со дня официального опубликования этого Федерального закона, то есть с 27 июня 2018 г.

Изменение, внесенное Федеральным законом№ 162-ФЗ, распространяется:

на лиц, указанных в части 5 статьи 71 Федерального закона об образовании (детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы).

Таким образом, лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут поступать на обучение по программам бакалавриата
и программам специалитета одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования на 3 специальности и (или) направления подготовки
в каждой из указанных организаций, то есть в соответствии с пунктом 52 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 (далее – Порядок).

Подзаконные нормативные правовые акты применяются в части,
не противоречащей федеральным законам. В соответствии с этим не подлежит применению абзац третий пункта 55 Порядка («указанное в пункте 34 Порядка право на прием в пределах особой квоты»). Иные нормы Порядка, которые обусловлены ограничением поступления в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования
(в том числе подпункт 6 пункта 66, пункты 69 и 70 Порядка), не подлежат применению в отношении лиц, поступающих на обучение в пределах особой квоты.









ВОПРОС

Если на направление подготовки в рамках особой квоты выделено только одно место, а подано 3 заявления, каким образом будет проходить отбор?

ОТВЕТ

В соответствии с пунктом 112 Порядка приема на обучение
по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (далее – Порядок приема), список поступающих по результатам вступительных испытаний ранжируется
по следующим основаниям:

1) по убыванию суммы конкурсных баллов;

2) при равенстве суммы конкурсных баллов - по убыванию суммы конкурсных баллов, начисленных по результатам вступительных испытаний,
и (или) по убыванию количества баллов, начисленных по результатам отдельных вступительных испытаний, в соответствии с приоритетностью вступительных испытаний, установленной организацией;

3) при равенстве по критериям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, более высокое место в списке занимают поступающие, имеющие преимущественное право зачисления.

Сумма конкурсных баллов исчисляется как сумма баллов за каждое вступительное испытание, а также за индивидуальные достижения.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: