Тематическое планирование (3 год обучения)

Тема, тип занятия, форма проведения Основные виды учебной деятельности учащихся Универсальные учебные действия Контрольно-оценочная деятельность
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Личностные УУД:

определять и

высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь а общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

проговаривать

последовательность действий.

учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать                     эмоциональную

оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

делать предварительный отбор источников информации:           ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

перерабатывать полученную информацию:           делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- перерабатывать полученную информацию:           сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других.

читать и пересказывать текст.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Стартовый контроль Диагностика
2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Прогностический контроль
3 Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи Самооценка Самоконтроль
4 Тренировка слуховой памяти. Самостоятельная работа «Логически – поисковые задания». Рефлексивный контроль
5 Тренировка зрительной памяти. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Прогностический контроль
8 Развитие быстроты реакции. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
9 Развитие концентрации внимания. Прогностический контроль
10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Самостоятельная работа «Решение логических задач».  
11 Тренировка слуховой памяти. Самооценка Самоконтроль
12 Тренировка слуховой памяти. Рефлексивный контроль
13 Поиск закономерностей. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
14 Совершенствование воображения. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
15 Развитие быстроты реакции. Самостоятельная работа «Решение нестандартных задач». Прогностический контроль
16 Развитие концентрации внимания. Прогностический контроль
17 Тренировка внимания. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
18 Тренировка слуховой памяти. Прогностический контроль
19 Тренировка зрительной памяти. Прогностический контроль
20 Тренировка зрительной памяти. Конкурс эрудитов. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
21 Совершенствование воображения. Прогностический контроль
22 Развитие логического мышления. Самостоятельная работа «Решение нестандартных задач». Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
23 Тренировка концентрации внимания. Прогностический контроль
24 Тренировка концентрации внимания. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
25 Тренировка слуховой памяти. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
26 Тренировка зрительной памяти. Самостоятельная работа «Логически – поисковые задания». Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
27 Поиск закономерностей. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
28 Совершенствование воображения. Прогностический контроль
29 Развитие логического мышления. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
30 Развитие концентрации внимания. Прогностический контроль
31 Тренировка концентрации внимания. Прогностический контроль
32 Тренировка слуховой памяти. Прогностический контроль
33 Тренировка слуховой памяти. Контрольная работа «Выявление уровня развития познавательных процессов». Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
34 Поиск закономерностей. Выявление уровня развития познавательных процессов. Конкурс эрудитов. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль Итоговый контроль Диагностика

 

Содержание программы 3 класс:

В 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей. На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 40 минут.

Обеспечение программы:

Рекомендуемая модель занятия такова:

«Мозговая гимнастика» (2 минуты).

«Разминка» (3-5 минут).

«Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения» (10 минут).

«Корректирующая гимнастика для глаз» (1-2 минуты).

                     «Логически-поисковые задания»  (10 минут).                                                                       На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

«Веселая переменка» (2-3 минуты).

«Решение нестандартных задач» (10-15 минут).

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение  решения задачи.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 4, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), 3 (за 2 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.

     Таблица 4

 

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

  Задание

№1

№ 2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

 

 

 

Фамилия,

имя

Колич.

букв за

2 мин.

 

 

Колич.

рисунков, изображённых

 

 

Зрит.

Слух.

Способн.

устанавл.

связи (аналогия)

 

 

Способн.

к анализу (закон.)

 

 

Способн.

рассуж­дать (задача)

 

 

Способн.

к срав­нению (дорога)

 

 

Количество

правильно неправильно точно соответств. цветом

рисунков

слов правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно
1 2 3 4 5 6

7

8 9 10 11 12 13 14 15 16
           

 

                 
                                 

                                    

Предполагаемые результаты:

· развитие основных мыслительных способностей учащихся;

развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

· развитие речи;

становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

· снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

высокая степень познавательной активности учащихся.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Список литературы:

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. –                        М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий.                 В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТкнига.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: