Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят , разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
«Веселая переменка» (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и
способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
«Построение предметных картинок, штриховка» (15 минут).
На данном этапе занятия обучающиеся штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, учащиеся одновременно развивают устную речь.
|
|
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого – к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 33. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
Таблица 1
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||
Задание | №1 | №3 | № 4 | №4 | №6 | №2 | №5 | ||||||||
|
Фамилия,
имя | Колич. Зачеркн. Фигурок за 2 мин.
| Кол-во придуманных рисунков
кол | Количество | есть точка 5
| Зрит. | Слух. | Способн. Сравнив. (изображения) | Способн. К анализу (закон.)
| ||||||
рисун., изобра- женных
| линий
| ||||||||||||||
Количество | |||||||||||||||
правильно | неправильно | точно | соответ. Цветом | толстых | на карандаше | рисунков | отмеч. Картинок | правильно | неправильно | правильно | неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Таблица 2
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | |||||||||||||||
Задание | №1 | №2 | № 3 | №3 | №4 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||||||||
|
Фамилия,
имя | Колич. фигурок за 2 мин.
| Кол-во придуманных рисунков
кол | Количество | есть запятая
| Зрит.
| Слух.
| Способн. К классиф. (лишние предметы) | Способн. К анализу (закон.)
| Способн. Рассужд. (рот)
| Способн. Сравнив. (составь круг) | |||||||||
рисун., изобра- женных
| линий
| |||||||||||||||||||
Количество | ||||||||||||||||||||
правильно | неправильно | точно | соответ. Цветом | на лесенке | в круге | рисунков | отмеч.картинок | правильно | неправильно | правильно | неправильно | правильно | неправильно | правильно | неправильно | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Список литературы:
Методическое пособие для 1 класса Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Программа развития познавательных способностей учащихся Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
Пособия для учителя: Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Учебно – тематический план (2 год обучения)
№ | Тема | Количество часов | |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок) | 1 | |
2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 5 | |
3. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 4 | |
4. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 5 | |
5. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 6 | |
6. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рисуем по образцу. | 4 | |
7. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 4 | |
8. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 5 | |
9. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | |
34 |
|
|