Тематическое планирование (2 год обучения)

 

Тема, тип урока, форма проведения Универсальные учебные действия Контрольно-оценочная деятельность
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (Вводное занятие)

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

  Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Стартовый контроль Диагностика
2 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Прогностический контроль
3 Тренировка внимания. Развитие мышления. Самооценка Самоконтроль
4 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Рефлексивный контроль
5 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
6 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
7 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рисуем по образцу. Прогностический контроль
8 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
9 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Прогностический контроль
10 Тренировка внимания. Развитие мышления.  
11 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Самооценка Самоконтроль
12 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рефлексивный контроль
13 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
14 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
15 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Прогностический контроль
16 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Прогностический контроль
17 Тренировка внимания. Развитие мышления.   Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
18 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Прогностический контроль
19 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Прогностический контроль
20 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.   Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
21 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рисуем по образцу. Прогностический контроль
22 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.   Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
23 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.   Прогностический контроль
24 Тренировка внимания. Развитие мышления. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
25 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.     Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
26 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
27 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
28 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рисуем по образцу. Прогностический контроль
29 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
30 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Прогностический контроль
31 Тренировка внимания. Развитие мышления. Прогностический контроль
32 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Прогностический контроль
33 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
34 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль Итоговый контроль Диагностика

Содержание программы 2 класс:

         Методы и приёмы организации учебной деятельности вто­роклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и са­моконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. На занятие по РПС во втором классе отводится 40 минут.

 

 

Обеспечение программы:

Рекомендуемая модель занятия такая:

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).   

«Разминка» (3-5 минут).

Во втором классе увеличивается количество вопросов, вклю­ченных в разминку. Сами вопросы становятся более сложны­ми. Увеличивается темп вопросов и ответов.

«Тренировка и развитие психических механизмов лежащих в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения» (10-15 минут).

Материал, включённый в раздел «Задания на развитие вни­мания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма про­извольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти почти в каж­дое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на пре­образование и перестроение фигур и предметов (задания с ис­пользованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

«Веселая переменка» (3-5 минут).

«Логически-поисковые и творческие задания» ( 10—15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

«Корректирующая гимнастика для глаз» (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

«Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать» (5 минут).

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 3, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.

Таблица 3

 

 

Внимание

Вообра- жение

Восприятие

Память

Мышление

  Задание

№1

№2

№ 3

№3 №4

№5

№6

№7

№8

 

 

 

 

Фамилия,

 

имя

Колич. фигурок за 2 мин.

 

Кол-во придуманных рисунков

 

кол

Количество

есть точка 2

 

Зрит. Слух.

Способн.

сравнив.

(дуга)

Способн. рассужд. (распол. предметов)

 

Способн.

к анализу

(закон.)

 

Способн.

к классиф.

(лишнее слово)

рисун., изобра- женных

 

линий

 

       

Количество

правильно неправильно точно соответ. цветом на карандаше в круге рисунков числит. правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
                                       

 

                                    Предполагаемые результаты:

· повышение качества образования;

· участие в школьных, городских олимпиадах, «Кенгуру»

· создание условий поверить в собственный талант и неповторимость;

· повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

· составлять, моделировать и штриховать предметы;

· находить закономерность;

· классифицировать предметы, слова;

· определять истинность высказываний;

· делать выводы, простейшие умозаключения.

· уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

· делать выводы, простейшие умозаключения;

 

Список литературы:

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)» Методическое пособие для 2 класса

Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.

Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.

Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.

Левитас.Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.

Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.

Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.

Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.

Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс". -М., Росткнига, 2012.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: