Халдейское (Нововавилонское царство)

После гибели Ассирийской державы гегемония над Передней Азией вновь переходит к Вавилону. При царе Навуходоносоре II (605–562 гг.) Вавилонское царство контролировало обширные территории Междуречья, Сирии, Финикии и Палестины (в 586 г. вавилонские войска разграбили Иерусалим и угнали его население в рабство). В VI в. до н. э. Вавилон снова стал крупнейшим и богатейшим городом Азии, центром торговли, ремесла и искусства. Халдейские цари не щадили средств на украшение своей столицы. Именно в этот период были возведены Висячие сады Семирамиды, признаваемые античными авторами одним из чудес света, колоссальный зиккурат Мардука, бога − покровителя Вавилона (прототип легендарной Вавилонской башни), ворота богини Иштар.

Процветание Нововавилонского царства продлилось менее 100 лет. В 539 г. Вавилон был взят войсками персидского царя Кира Великого, Месопотамия оказалась включена в состав Персидской державы.

Древнейшие государства восточного Средиземноморья

Первые государственные формирования на территории азиатского побережья Средиземного моря (Сирия, Финикия, Палестина) появляются на рубеже III и II тыс. до н. э. В отличие от Египта или Месопотамии, здесь не было крупных рек и не практиковалось ирригационное земледелие. По этой причине не было предпосылок к укрупнению сельскохозяйственных общин и к возникновению централизованных государств. На протяжении столетий эти земли были разделены между множеством небольших городов-государств и являлись объектом экспансии более могущественных соседей (Египта, Хеттского государства, Ассирии, Нововавилонского царства).

Финикия

Финикия − историческое название узкой полоски земли, зажатой между побережьем и Ливанскими горами. В конце III тыс. на этих территориях возникает ряд независимых городов-государств (Тир, Библ, Сидон, Берит). Географическое положение − удобные гавани, обилие древесины, нахождение на пересечении торговых путей − предопределило хозяйственное и историческое развитие региона. К середине II тыс. до н. э. финикийцы заняли господствующее положение в восточно-средиземноморской торговле. Жители Финикии экспортировали ценные породы древесины, ремесленные изделия (прежде всего стекло), окрашенные пурпурной краской, добываемой из раковин местного моллюска, шерсть. Важную роль в экономике финикийских городов играла работорговля. Велика была роль Финикии и в транзитной торговле − жители финикийских городов осуществляли экономические связи Египта с Малой Азией и Месопотамией. Финикийцы были умелыми мореходами, в поисках сырья и рынков сбыта они плавали по всему Средиземноморью. В VII в. до н. э. финикийцы достигли Азорских островов и Британии и, возможно, побережья Балтийского моря. Ок. 600 г. до н. э. по поручению египетского фараона финикийцы обогнули Африку. Для расширения торговых контактов ими были колонии в Северной Африке (Уттика, Карфаген), Сицилии (Палермо), Испании, Корсике, Сардинии.

Финикийцы являлись создателями первого буквенного алфавита, послужившего основой греческому, а через него большинству современных систем письма.

Древняя Палестина

Территория, ограниченная Синайской пустыней на западе, финикийским побережьем на севере и Мертвым морем на востоке, в древнейшие времена была населена племенами ханаанеев. В XIII в. эти земли были завоеваны союзом кочевых еврейских племен (библейские 12 колен израилевых). Покорив Ханаан, еврейские племена столкнулись с филистимлянами − воинственным народом, расселившимися в XII в. до н. э. в окрестностях Газы. Войны евреев и филистимлян, продолжавшиеся в течении двух столетий, способствовали складыванию Древнееврейского государства.

В конце XI в. до н. э. внешняя угроза со стороны филистимлян вынуждает еврейские племена, ранее управляемые выборными вождями (судьями), объединиться под руководством царя Саула. Преемник Саула царь Давид (начало X в. до н. э.) нанес филистимлянам ряд поражений, расширил границы своего царства и захватил Иерусалим, который стал политическим и религиозным центром еврейского государства. Политику Давида продолжил его сын Соломон (вторая половина X в.). Соломон провел административную реформу. Израиль был разделен на 12 территориальных единиц (соответствовавших племенному делению), установил регулярные налоги, организовал мощную армию. При нем древнееврейское государство стало одной из главных политических сил региона.

После смерти Соломона его государство разделилось на два враждовавших царства: Южное − Иудею со столицей в Иерусалиме, и Северное − Израиль со столицей в Самарии. Разделение единого государства было вызвано, с одной стороны, сопротивлением населения усиливавшейся эксплуатацией и недовольством родоплеменной знати умалением своего положения, а с другой − давлением со стороны Египта. Северное царство было уничтожено ассирийцами в 722 г. до н. э. Его население было уведено в Ассирию. Южное царство сохранило свою независимость до 587 г., когда оно было захвачено царем Нововавилонской державы Навуходоносором II. Жители Южного царства были выселены в пределы Вавилонии (т. н. вавилонский плен) и смогли вернуться на родину лишь после крушения Халдейского царства под ударами войск персидского царя Кира Великого.

В Древнееврейском государстве возникла первая из монотеистических религий − иудаизм, ставший основой крупнейших религиозных систем современности − христианства и ислама. Очевидно, в период завоевания Ханаана евреи были политеистами. В ходе войн с филистимлянами особый статус приобрел общееврейский культ бога Яхве − покровителя воинов. С созданием единого царства он стал теперь покровителем царской власти, противопоставляемым местным племенным культам, на которые опиралась местная родовая аристократия. При Соломоне в Иерусалиме был построен огромный храм бога Яхве − символ государства и покровителя еврейского народа. Восприятие культа Яхве как исключительного национального культа лишь усилилось в период разделенного царства и вавилонского пленения − приверженность единобожию постепенно становилась исключительной чертой еврейского народа, позволявшей ему сохранять свою самобытность в окружении иноземцев и иноверцев. Возникла концепция мистической связи единого бога с еврейским народом посредством договора − Завета. Вероятно, именно в период вавилонского плена было написаны и систематизированы первые книги Ветхого Завета − древнейшей части Библии.

Древняя Персия

В начале I тыс. до н. э. на территории Иранского нагорья расселяются полукочевые индоарийские племена персов и мидийцев. В IX в. до н. э. они оказались в зависимости от Ассирийской державы. Ок. 670 г. до н. э. мидяне добились своей независимости. После падения Ассирии Мидия, чьи владения простирались от восточной Малой Азии до Мервского оазиса, стала одной из основных политических сил региона. Несмотря на то что формально верховная власть принадлежала царю царей, чья резиденция находилась в г. Экбатаны, фактически на территориях, подконтрольных мидянам, сохранялась власть местных плененных царьков и вождей.

Около 550 г. до н. э. правитель родственного мидянам племени персов Кир II Великий (559–530 гг.) из рода Ахеменидов поднял восстание против царя царей Астиага. Восстание окончилось полной победой персов. Кир стал новым царем царей и основателем персидской державы Ахеменидов. В первые годы своего правления Кир провел реформу армии. Основой войска стала персидская конница, а также ополчение союзных племен. В 546 г. персидская армия разгромила крупное малоазийское государство Лидию, в состав Персидской державы вошла вся Малая Азия. В 538 г. под ударами персидской армии пало Нововавилонское царство, Вавилон признал Кира своим царем. Завоевания Кира II, погибшего в ходе похода против среднеазиатских кочевников массагетов, продолжил его сын Камбис (530–522 гг.). В 525 г. Камбис захватил Египет, власть персидского царя признали ливийцы. Неожиданная смерть Камбиса вызвала смуту. На персидском престоле утвердился самозванец − жрец Гаумата, выдававший себя за Бардию, брата Камбиса. Правление Гауматы, попытавшегося было уравнять в правах персов и покоренные народы, спровоцировало восстание персидской знати, во главе которого встал дальний родственник Кира II Дарий Гитасп. В 522 г. Дарий организовал убийство Гауматы и был провозглашен новым царем персидской державы.

Долгое правление Дария I (522–486 гг.) стало временем расцвета персидской державы. В первые годы своего правления Дарию пришлось столкнуться с рядом восстаний покоренных народов. После их успешного подавления Дарий полностью реформировал систему управления государством. Вся территория Персидской державы была разделена на 20 административно- территориальных единиц − сатрапий, во главе которых стояли назначаемые царем царей сатрапы. Сатрапы находились под постоянным контролем царя и его чиновников. Верховный контроль над государством и надзор за всеми чиновниками был доверен хазарапату, который одновременно являлся начальником гвардии царя − «бессмертных».

Вместо иррегулярного сбора дани, практиковавшегося при Кире и Камбисе, была учреждена общегосударственная система налогообложения. Все сатрапии (кроме непосредственно Персии) ежегодно выплачивали в казну царя строго установленную подать серебром или натурой. Была введена единая денежная единица − золотой дарик. Разветвленная сеть мощеных дорог связала основные города государства. К концу VI в. в. Персидская держава, контролировавшая огромные территории, простиравшиеся от Черного и Каспийского морей на севере до первого порога Нила на юге, от Ливии и Греции на западе, до границ Индии на востоке, стала крупнейшим, богатейшим и наиболее могущественным государством Древнего мира.

Государственной религией державы Ахеменидов был зороастризм − дуалистическая религиозная система, основанная на откровении пророка Зороастра (Заратуштры). Зороастрийцы верили в извечное существование и борьбу двух начал, персонифицированных в благом духе Ахура-Мазде и злом духе Аримане. Основой веры являлась концепция участия человека в борьбе посредством свободного выбора человеком добра и справедливости. Зороастризм имел стройную жреческую организацию (зороастрийских жрецов называли магами) и развитую догматику.

Несмотря на утверждение зороастризма в качестве государственной религии, персидская монархия придерживалась принципов веротерпимости и поддерживала различные традиционные культы (культ Мардука в Вавилоне, культ Яхве в Иерусалиме).

Во второй половине V–IV вв. начинается постепенный упадок Персидской державы. Центробежные тенденции, вызванные коренными различиями в социально-экономическом развитии народов Персидской державы (в число подданных царя царей входили как высокоразвитые народы (египтяне, жители Месопотамии, Малой Азии), так и племена, продолжавшие существовать в условиях родоплеменного строя (ливийцы, арабы, кочевники Средней Азии)), междоусобные войны, постоянные восстания покоренных народов (прежде всего египтян и вавилонян) ослабили империю Ахеменидов. В 330 г. ослабленная персидская монархия пала под ударами войск Александра Македонского.

 

Древняя Индия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: