Хараппская (Индская) цивилизация

Первые государственные образования на территории п-ва Индостан связаны с т. н. хараппской (индской) культурой. Мягкий климат, обилие водных ресурсов в долине р. Инд способствовали зарождению здесь раннеклассового общества уже на рубеже IV–III тыс. до н.э. К середине III тыс. до н. э. рост производственных сил общества приводит к возникновению первых крупных городских поселений (Хараппа, Мохеджо-Даро). Размерами данные поселения, зачастую построенные по единому плану, не уступали городам Междуречья и Египта. Города Хараппской цивилизации были крупными ремесленными и торговыми центрами (согласно данным археологии существовали торговые связи с шумерскими городами, а также с племенами, обитавшими на берегах Персидского залива), в них сложилась высокоразвитая самобытная письменная культура.

В первой половине II тыс. до н. э. хараппская цивилизация приходит в упадок, причины которого не совсем понятны (наиболее распространенные гипотезы: природный катаклизм и нашествие индоарийских племен).

Ведический период

В XVIII в. до н. э. из Средней Азии на территорию п-ва Индостан начинают проникать полукочевые племена индоариев, которые частично поработили, а частично вытеснили автохтонное дравидическое население на крайний юг Индии. Расселившись в Северной и Центральной Индии, индоарийские племена постепенно перешли к оседлому образу жизни. В первой половине I тыс. до н. э. на территории Индостана (преимущественно в долине р. Ганг) возникли первые индоарийские племенные союзы, а в дальнейшем и государственные формирования (маханджанапады), правители которых (раджи и махараджи) постоянно воевали друг с другом.

Социальная структура индоарийских племен нашла свое отражение в древнейших памятниках индийской литературы Ведах, а также в эпических поэмах Рамаяна и Махабхарата. Индийское общество II–I тыс. до н. э. было жестко стратифицировано на варны (иногда неправильно называемые кастами). Наиболее привилегированной считалась варна жрецов − брахманов, второй варной являлись кшатрии − представители военной аристократии, свободные крестьяне общинники составляли третью варну − вайшьи, потомки покоренного дравидического населения вошли в состав варн шудр и неприкасаемых. Неизменность сословного строя сохранялась за счет распространения брахманами учения о карме (дословно «воздаянии») − учении о переселении душ, согласно которому социальное положение человека зависело от его деяний в предыдущих жизнях. Принятие своего места в варновой структуре общества являлось обязательным условием улучшения положения в «будущих перерождениях». Фактически данная доктрина позволяла представителям высших варн безраздельно господствовать над низшими.

Держава маурьев

В конце IV в. большая часть княжеств Северно-Западной Индии были завоеваны Чандрагуптой (322–298 гг.), который стал основателем первого общеиндийского государства маурьев. Внук Чандрагупты Ашока (273–232 гг.) завершил завоевание Индии (под его власть не попал только крайний юг полуострова).

Отличавшийся исключительной жестокостью в период борьбы с конкурентами, после завоевания всей полноты политической власти Ашока являл собой пример гуманного правителя, заботившегося о нуждах своих подданных. Была создана разветвленная ирригационная система, упразднено использование принудительных работ. Исключительной терпимостью отличалась и религиозная политика Ашоки. Разрешалось свободное отправление любой веры, однако особое внимание уделялось новому религиозно-философскому учению − буддизму. После смерти Ашоки держава маурьев начала приходить в упадок. Во II в. до н. э. вследствие внутренних противоречий и нашествия скифов единое индийское государство распалось.

Буддизм

Религиозно-философское учение буддизма было основано бродячим проповедником Сиддхартхой Гаутамой Буддой в VI в.

Основой буддизма было учение о «четырех благородных истинах». Первая − все в мире страдают. Вторая − причина страдания кроется в привязанностях и желаниях человека, в его стремлении к приятному. Третья − любой человек, независимо от того, к какой варне он принадлежит, может достичь состояния, свободного от страданий − нирваны. Четвертое − существуют пути достижения нирваны: мудрость, правильное поведение, отказ от насилия и совершенствование души. Еще при жизни Будды вокруг него сложился круг учеников и почитателей, в дальнейшем его учение распространилось по странам Южной и Юго-Восточной Азии. На настоящий момент буддизм является одной из мировых религий.

Древний Китай

Несмотря на то что уже в III тыс. до н. э. племена, обитавшие в среднем течении р. Хуанхэ, перешли к оседлому земледелию и скотоводству (впрочем, вплоть до конца I тыс. до н. э. охота являлась важной составной частью экономики), первые государственные формирования на территории современного Китая возникли лишь в первой половине II тыс. до н. э. Самым крупным из них было царство Шан (Инь), названное так в честь образовавшего его племенного союза, покорившего в XVIII–XVII вв. до н. э. ряд соседних племен. Судя по данным археологии, в эпоху Шан быстро развивалось ремесло: началась обработка металла (меди и бронзы), шелкопрядение, появилось иероглифическое письмо (найдено множество гадательных надписей на костях и черепашьих панцирях). Во главе государства стоял наследственный правитель − ван, обладавший светской и духовной властью. Существовал и бюрократический аппарат. Тем не менее в обществе сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. Государство Шан (Инь) имело мощную армию, на вооружении которой в том числе стояли боевые колесницы, и вело длительные завоевательные войны с соседними племенами. В XI в. до н. э. Шан (Инь) было завоевано племенным союзом Чжоу.

В период Чжоу (выделяется эпоха Западного Чжоу (XI–VIII вв.) и Восточного Чжоу (VIII–III вв.)) продолжалось культурное и общественное развитие, начавшееся в эпоху Шан. Появляется рабство, однако основными производителями в сельском хозяйстве оставались земледельцы-общинники (нунфу). Обширная территория, завоеванная племенем чжоу, была роздана первыми чжоускими ванами в управление своим родичам, приближенным и военачальникам, на этих землях возникло несколько княжеств, боровшихся между собой. В ходе междоусобных войн постепенно выделялись крупные царства, правители которых лишь номинально признавали власть чжоуского вана. С перенесением в 770 до н. э. под угрозой нашествия кочевников столицы на восток начался период Восточного Чжоу, во время которого ваны окончательно превратились в номинальных правителей. В VI вв. до н. э. чжоуская монархия фактически утратила власть над некогда подчинявшимися ей царствами.

С V в. до н. э. начинается продолжавшийся до III в. до н. э. период Чжаньго (Борющихся царств), наблюдается стремительное развитие древнекитайского общества. Распространяется железо. Использование железных орудий привело к расширению земледельческого производства, к улучшению техники земледелия. Стали специализироваться ремесла, развивалась торговля, возникло множество новых городов. Вместе с тем развитие тормозили постоянные войны китайских царств.

Развитие общественных отношений и политическая борьба между различными царствами нашли свое отражение в области идеологии. В VI–III вв. до н. э. сформировались основные философские школы: конфуцианство, моизм, легизм. Последователи учения Конфуция (551–476 гг. до н. э.) призывали к укреплению существовавших порядков на основе патриархальных этических норм (сыновнее почитание родителей, преданность низших высшим). Моисты выступали за расширение политический и социальных прав низших слоев общества. Легисты боролись за объединение страны под властью единого правителя − деспота, призывая к управлению страной на основе жестких законов.

Войны между государствами в период Чжаньго закончились победой царства Цинь и созданием первой в китайской истории империи − Цинь (221–207 гг. до н. э.). Ее основатель и первый император Цинь Ши-Хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нем была создана Великая Китайская стена. При Цинь Ши-Хуанди официально идеологией империи стал легизм, представители других религиозно-философских школ (особенно конфуцианцы) жестоко преследовались. Утверждение легистской идеологии привело к чрезвычайному ужесточению законодательства и лишению прав не только свободных крестьян, но и представителей аристократических родов. В результате восстаний податного населения, возникших на почве жестокого гнета, роста налогов, трудовых и воинских повинностей, империя Цинь пала (209–206 до н. э.).

Один из лидеров восставших Лю Бан (Гао-цзу) основал новую династию и империю Хань (202 до н. э. − 220 н. э.). При первых ханьских императоров было смягчено законодательство, резко снижены налоги, конфуцианство было признано официальной идеологией и стало опорой монархической власти. Империя Хань вела длительные завоевательные войны против соседних народов. К Китаю были присоединены части Вьетнама и Кореи. В эпоху Хань был проложен Великий шелковый путь, соединивший Китай со странами Центральной и Передней Азии. Вместе с тем новое развитие получили рабовладельческие отношения, значительная часть ранее свободных крестьян-общинников попала в зависимость от «чильных домов». Обострение социальных противоречий привело к восстанию Ван Мана, который сверг династию и провозгласил себя императором (9–23 н. э.). Ван Ман пытался отменить частную собственность на землю, запретил куплю-продажу рабов. Однако его реформы не привели к стабилизации политического положения в стране. В 17 г. н. э. вспыхнули массовые восстания крестьян, солдат и рабов (т. н. восстание «краснобровых»). Участники восстаний известны в истории под названием «краснобровых» и «жителей зеленых лесов» (17–27 гг.). В 25 г. повстанцы захватили столицу Чанъань и восстановили власть свергнутой династии Хань. С середины I в. н. э., после стабилизации и укрепления положения в стране, возобновились войны с соседями. Постоянная военная активность усилила налоговый гнет на широкие массы населения Китая. В результате к концу II в. н. э. страну потряс ряд мощных крестьянских восстаний (т. н. восстание «желтых повязок»), власть династии Хань ослабла. В ходе борьбы с восставшими крестьянами крупные военачальники стали фактически независимыми от центрального правительства. К 220 г. они уничтожили империю Хань и на ее развалинах создали 3 государства. С падением династии Хань начался средневековый

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: