Введение (для тех, кто не знаком с психософией и соционикой)

 - можно пропустить это тем, кто уже знаком с моделями в соционике и психософиии, листайте до следующего заглавия, «Сравнение аспектов».

Как вам известно, в начале 80х гг. 20 в. литовская общественная деятель и политик Аушра Аугустинавичюте занималась тем, что исследовала различные психологические труды многих ученых - Личко, Леонгарда, Кемпинского и, наконец, Юнга, а также изучала американскую послеюнговскую типологию психологических типов - MBTI. Это закончилось тем, что она создала свою союственную систему психологических типов со строгой моделью, которая стала общеизвестна в современном мире.

В MBTI существует 16 типов личностей, которые точно таким же образом, как и у Юнга, являются сенсориками, логиками, этиками и интуитами, то есть имеют эти 4 функции, которыми, как считается на сегодняшней день в информационной психологии, полностью можно описать функционал психики человека. Функция – в сущности полочка, а на нее кладется определенный аспект. И вот от иерархии - которая является постоянной, - внутри психики этих аспектов и зависит тип человека. Почему типов только 16, а не 24? Дело в том, что как считается в этих теориях, существуют строгие дихотомии, то есть прямо противоположные функции. В соционике и MBTI это этика-логика, интуиция-сенсорика.

Плюс к этому существуют интроверты и экстраверты (не психологические, а информационные). То есть типов бы должно было бы быть уже в 2 раза больше, чем 24, но нет.

Есть также и рационалы и иррационалы – в сущности, этот признак лишь показывает, какая из двух первых перечисленных пар дихотомий доминирует.

На основе этих 4 дихотомий и выстраивается сам социотип.

В своей книге "психологические типы" Юнг писал:

"Соответственно сознательному отношению между функциями слагается и их бессознательная группировка. Так, например, сознательному практическому интеллекту (то есть логико-сенсорному в соционике) соответствует бессознательная, интуитивно-чувствующая установка, причем функция чувства подвергается сравнительно более сильной задержке, чем интуиция."

То есть он имел ввиду, что если у человека, например, базовая (то есть руководящая, самая сильная) функция - логика, то его противоположная по дихотомии функция (то есть, для логики - этика) будет являть как раз самой короткой и недифференциируемой функцией - то есть, той, которая в соционике будет являться в модели психики болевой (4ая функция). И еще - для логико-сенсорного он упомянул именно интуитивно-этического, а не этико-интуитивного партнера. И все это было учтено в MBTI, но не стало частью соционики, к сожалению.

Всущности бы это означало переустановку дихотомий, так как в соционике перекрещиваются 1 и 3 функции, а не 1 и 4.

Таким образом, типы по MBTI будут являться вовсе не теми же самими 16-ю социотипами, так как у соционического социотипа, если у него базовая функция логика, его этика при этом окажется на позиции 3-ей функции, а не на 4-ой. И в этом их различие. Но об этом я узнала гораздо-гораздо позже, чем догадалась о несколько других вещах.

Итак, Аушра Аугустинавичюте изучала MBTI и далее она написала книгу, которую она опубликовала на Самиздате и назвала: "Дуальная природа любви", где описала свои, отличные от типов в MBTI, 16 социотипов - общеизвестные социотипы квадр Альфа, Бета, Гамма и Дельта. В чем ее главная заслуга? На основании американских 4 дихотомий, которые общеизвестны (см. выше), она изобрела психическую модель, которая описывает работу 8 психических функций, каждой в отдельности. Что в этом интересно: существуют сильные и слабые функции (каждой по две), а также функции, которые у нас слабые, но информацию по ним приятно получать, и наши сильные подсознательные функции, которые от других нам не требуются. Аушра совместила это знание, и получилось, что для каждого социотипа существует второй социотип - такой, который идеально ему подходит - дуал. У дуала сильные те функции, которые нам приятно получать от других, слабые те, которые у нас сильные подсознательные и которые нам от других не нужны. А кроме этого он хочет получать наши сильные функции, и у него слабые те, которые у нас сильные подсознательные и нам от других не нужны. То есть дуал - это идеал. И все это на основании разделения психики на 8 функций, которое Юнг в свое время не проводил, а также не изобрели в MBTI (так как там отсутствует описание двух последних блоков - функции, которые приятно получать, и функции, которые не нужны). Таким образом, Аушра Аугустинавичюте совершила открытие, которое затем распространилось на всем постсоветском пространстве, а в настоящее время, в связи с появлением Интернета, и во всем мире. Всем известно, что почти в каждом крупном городе России и ближнего зарубежья открыты одна или две соционические школы, а также Международный институт соционики в Киеве, и НИИ Соционики в Москве. И все они изучают и преподают соционику 16 социотипов, а также у каждой из школ есть форумы и сайты в интернете, где соционику можно изучить совершенно бесплатно.

Но не только соционика описывает сильные и слабые стороны человека. Существует так же и другая типология - психософия, или психе-йога, которую изобрел Афанасьев, и которую, в свою очередь, обычно изучают в дополнение к соционике все, кто уже изучил соционику, и которая содержит не 16, а 24 психотипа. Он описал ее в своей книге: "Синтаксис любви". Как он смог изобрести эту систему? Говорят, что в те времена у него арендовала квартиру девушка Гексли, которая очень увлекалась соционикой и много рассказывала ему про нее. И так Афанасьев изобрел весьма полезную и оригинальную психологическую типологию. В его модель психики включаются 4 других, не соционических, аспекта, которые могут быть представлены у конкретного типа в любой иерархии: Воля (принятие решений), Логика (логические рассуждения), Физика (физические потребности) и Эмоция (эмоции и отношения). Тип по этой системе зашифровывается через 4 буквы, например: ЭФВЛ. Это значит, что Э - сильный результативный аспект, Ф - сильный процессионный, В - слабый процессионный и Л - слабый результативный. 3-ей функции нужна поддержка от чьей-то такой же 2-ой, так как процессионные функции реализуются в процессе общения, а 4-ой интересно, что может выдать чья-то либо первая, но со стороны, так как результативные функции индивидуалистичны и работают у каждого самостоятельно - на результат. И таким образом, в психософии тоже существует тип-дуал, который должен записываться теми же аспектами в обратном порядке: для данного выше типа - это ЛВФЭ.

Сравнение аспектов

Очень многим известны такие типологии как обычная соционика и психософия. И эти две системы кажутся несопоставимыми, однако, где-то накладываются, например, в названиях и описаниях аспектов, но общеизвестно только то, что у любого социотипа может быть любой психотип (это становится понятно из предоставленной в интернете статистики соционических школ и исследований).

Итак, а как же появилась теория о том, что число конечных социо- и психотипов должно быть больше?

Кое-кто пытался сравнить соционику и психософию, но у них выходило лишь то, что определенные социотипы обладают определенными психотипами чаще других социотипов -  сделать полностью это ни у кого не получилось. Однако это может Соционика 16х3 и Психософия 24х2, т. к. число конечных типов и там и там одинаковое. Однако финальная версия сравнения появилась далеко не сразу.

Происхождение некоторых промежуточных социотипов в Соционике 16х3 объясняет Психософия 24х2. Изначально она произошла от того, что психософские блоки: Логика, Эмоция, Физика и Воля, - были последовательно сравнены с соционическими аспектами.

Так как функции логика и логика одинаково даже и называются, то я сравнила их друг с другом. Поскольку эмоция очень похожа на этику (есть даже этика, которая так и называется "этика эмоций") то далее я сравнила эмоцию и этику. Никто не будет спорить, что физика и сенсорика обе занимаются вопросами физического мира. И вот из этого то далее и получилось, что остались лишь только две функции, которые должны быть обязательно приравнены, что я и сделала. То есть, я сравнила далее волю и интуицию. На самом деле, как одно, так и другое - это нечто неизвестное, что описывается как что-то духовное. Интуиция - это очень примерное название, и оно было дано лишь постольку, поскольку в мире нет для этого аналогии. Мы все прекрасно понимаем, что слово "интуиция" означает способность к некоторой инстинктивной догадке, и что это вовсе не означает того аспекта, который стоит в соционике за словом "интуиция". То есть интуиция соционическая и настоящая интуиция - это совершенно разные вещи. То же самое можно сказать и про волю. Воля в психософии означает способность упорствовать, концентрироваться на чем-то, достигать, к чему-то стремиться, а также осознавать свои желания. Описание 3 воли очень похоже на описание черной интуиции, если она болевая. Описание первой воли похоже на описание белой интуиции, так как здесь есть некоторая устойчивость намерения и опора на рассчет времени. Таким образом, мы должны признать, что воля и интуиция вовсе не далеки друг от друга. Воля произошла у Афанасьева от понятия "дух". Собственно, в соционике интуиция отвечает за все духовное как нематериальная энергетическая иррациональная функция.

Почему же в соционике "волевой" называется именно сенсорика? Это снова неточно подобранное слово, как и в примере с "интуицией". Здесь может иметься ввиду, что у всех соционических черных сенсориков дуалами являются белые интуиты, и таким образом, эта сенсорика просто имеет отношение к сильной "белой интуиции", то есть, как мы выяснили, соционическому аналогу психософской воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: