Руины киевского собора Михаила Златоверхого

ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ЧЕРНИГОВЕ

На рубеже XII—XIII вв. в Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью кон­струкций и оригинальностью композиционного решения. Храм от­личается высоко поднятой центральной частью и высоким бара­баном, который динамично «взлетает» вверх. Невиданная ранее ступенчатость композиции стала возможна благодаря аркам под барабаном, размещённым выше цилиндрических сводов, перекры­вающих остальное пространство храма. Поэтому прямоугольное основание плавно переходит к круглому барабану, который в свою очередь опирается на возвышающиеся друг над другом арки. Соз­даётся впечатление, что храм вырастает как бы на глазах. Лёгкость и устремлённость вверх подчёркивают тонкие пучковые колонки в центре фасадов, продолговатые формы окон и ниш, изящно ук­рашенный барабан. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича. Сооруже­ние одинаково органично воспринимается со всех сторон, демон­стрируя редкое равновесие и стройность форм. Совершенный об­лик храма даёт основания предполагать, что его возводил известный по летописям выдающийся русский зодчий Пётр Милонег.

К началу XX в. внешний вид храма изменили многочислен­ные перестройки. Выдающийся архитектурный памятник домон­гольской эпохи в годы Великой Отечественной войны был поч­ти полностью разрушен прямым попаданием авиабомбы. Однако послевоенная реставрация вернула церкви Параскевы Пятницы облик, близкий к первоначальному.

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. Рубеж XII—XIII вв.

Нигде больше на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мо­заиками, выложенными из кусочков специально сваренного цветного непрозрачного стекла — смальты — и природного камня. Это останется толь­ко на киевской земле как отблеск Византийской империи, подарившей Ру­си умение строить храмы и писать иконы. Архитектура древнего Киева впи­тывала в себя лучшее, что создавали в то время архитектурная мысль Византии и её столичная школа. И всё же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Стройным и умудрённым был язык первых храмов и мозаик, созданных греческими и русскими мастерами. Рус­скому искусству эпохи Средневековья суждено было стать новым воплоще­нием христианского искусства, по своему значению равного византийско­му, насчитывавшего к XI в. уже шестое столетие своей истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: