Новгородская архитектура XI—xv столетий

XI век в древнерусской архитектуре — это эпоха «трёх Софий». Византий­ская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наиболь­шей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси — Киева, Чернигова, Переяславля — строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше соб­ственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской — София Новгородская и София Полоц­кая — возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие твор­чески преобразили его до неузнаваемости.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В

НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот го­род славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажа­ли» на новгородский престол своих старших сыновей. Вплоть до середи­ны XII в. княжеская власть в Новго­роде располагала немалыми права­ми; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города, мог возводить огромные величествен­ные храмы.

В 1045—1050 гг. повелением кня­зя Владимира Ярославича, «поса­женного» в Новгороде отцом Яро­славом Мудрым, возвели один из самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. «Где Святая София, там и Новгород», —любили говорить в старину новго­родцы. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские ратни­ки ходили с кличем: «За Святую Со­фию!».

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня, и, хо­тя кладка грубее и проще, чем в Ки­еве, все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом» (см. статью «Киевская архитектура»). Обширные хоры (открытые галереи внутри храма) опирались на мощ­ные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчан­ное куполом. Несмотря на то что ос­новные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новго­родской во многом совпадают, они производят совершенно различное впечатление.

Тринадцать куполов Софии Киев­ской как бы постепенно, от господ­ствующей центральной главы к бо­ковым, переходят в основной храмовый объём. Новгородский храм выглядит суровее, монумен­тальнее и компактнее. Пять его мощ­ных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него, Стены Софии Киевской «дышат», наступая на зрителя и отступая от него, создавая гармонию ниш, окон, полукружий и малых куполов. Внеш­ний облик северного Софийского собора гораздо строже, его стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из вза­имосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» про-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: