Софийский собор в Новгороде Великом. XI в

странств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее ар­хитектурное убранство Софии Нов­городской создаёт впечатление не­обычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза вы­ше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прореза­ют» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубиче­ские зоны.

Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православно­го храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного соз­нания, но по выразительности и ла­коничности родственный характеру северной природы.

В XI в. София Новгородская воз­вышалась громадой розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187 г. как трофей. Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагмен­ты: изображение святых Константи­на и Елены, пророков, а также неко­торые другие. Позднее храм был оштукатурен, и белые стены его ста­ли в ещё большей степени воспри­ниматься как сплошной, непроница­емый, плотный массив, создающий впечатление бесстрастной и вели­чественной простоты. Один из сов­ременных историков новгородской

архитектуры писал: «Даже в наши дни среди многоэтажной застройки Софийский собор не утратил гла­венствующего значения в архитекту­ре Новгорода».

Во время Великой Отечествен­ной войны (1941 —1945 гг.) храм по­страдал от артиллерийского обстре­ла и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его отреставри­ровали с любовью и старанием, но, к сожалению, многие драгоценные фрески погибли безвозвратно.

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ

В начале XII в. новгородским князем был сын Владимира Мономаха Мстислав, крупный политический деятель, получивший впоследствии историческое прозвище Великий. В годы его княжения новгородская архитектура обогатилась нескольки­ми монументальными постройка­ми. В 1113 г. был заложен Николо-Дворищенский собор, а несколько позднее — собор Рождества Богоро­дицы. Однако наиболее известным архитектурным памятником той эпохи является Георгиевский собор Юрьева монастыря, строительство которого началось в 1119 г. Среди

многочисленных новгородских церквей разных эпох по размерам его превосходит один лишь Софий­ский собор.

Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым прави­лом: вписывать архитектуру каждо­го храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы. Место для строи­тельства церкви всякий раз выбира­лось тщательнейшим образом. В от­ношении Георгиевского собора Юрьева монастыря выбор был сде­лан как нельзя более удачно: собор расположен на возвышенном бере­гу реки Волхов в живописной мест­ности, недалеко от озера Ильмень.

По предположению учёных, храм строили южнорусские мастера. Од­нако архитектурные особенности постройки доводят до чистоты и за­вершённости черты, присущие нов­городской традиции. Георгиевский собор отличается лаконичностью форм и строгостью пропорций. Че­тыре мощных столба делят про­странство храма на три нефа. Нео­бычайно высоки арки сводов, хоры также расположены очень высоко; таким образом, интерьер открыт на всю высоту и создаётся впечатление пространственной ясности, тор­жественной простоты композиции. Фасады здания прорезаны много-

Гeopгиевский собор Юрьева монастыря. 1119 г.

численными окнами. Свет, проника­ющий через них, заливает хоры и пространство под куполами.

Стены собора в древности были покрыты фресками так же, как и сте­ны других новгородских храмов времён Мстислава Владимировича, однако до наших дней дошли толь­ко отдельные фрагменты фресок.

Храм увенчан тремя мощными главами разной высоты и размера. Один из куполов завершает при­строенную к основному зданию квадратную башню с лестницей, ве­дущей на хоры. Число глав символи­зирует Святую Троицу, триединство христианского Бога.

После Георгиевского собора бо­лее пи один новгородский храм не славился столь же независимым, гордым характером, выраженным в архитектурных формах. Собор представляет собой завершающую и одновременно высшую точку в раз­витии «княжеской» архитектуры Новгорода. Власть князей постепен­но теряла свои права, подчиняясь вольному нраву независимых новго­родцев. Пройдёт совсем немного времени, и новгородские князья станут наёмными военачальниками и судебными администраторами. Средства городской казны постепен­но уходили из-под контроля князей, и это имело печальные последствия для столь далекой на первый взгляд ОТ политики сферы человеческой деятельности, какой является архи­тектура. Не имея достаточно средств, новгородский князь уже не мог се­бе позволить строительство парад­ных монументальных соборов, при­ходилось ограничиваться более скромными постройками. Послед­ние княжеские храмы в пределах го­рода были возведены в 20—30-х гг. XII в. К ним относятся церковь Ива­на на Опоках (была передана князем Всеволодом Мстиславичем купече­ской корпорации «Иванское сто») и церковь Успения на Торгу. Для хра­мового строительства тех лет ха­рактерно то, что архитектурные формы упростились, объём церков­ных зданий уменьшился и многоглавие сменилось на одноглавие. До


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: