Мечеть Ахмета (Голубая мечеть). Интерьер. Стамбул. Турция

*Люстр — краситель, наносимый на керамические изделия. В результате обжига он приобретает перламутровый или металлический блеск.

**Парча узорчатая шёлковая ткань или вышивка с нитями из золота или серебра.

Мечеть Ахмета (Голубая мечеть). 1609—1616 гг.

Стамбул. Турция.

Мечеть Сулеймание. 1549—1557 гг.

Стамбул. Турция.

ропу султанов Селима I Грозного (1512—1520 гг.) и Сулеймана I За­конодателя (1520—1566 гг.), прозванного европейцами Сулейманом Великолепным. Во время военных действий этого султана в Молдавии в 1538 г. Синан возвёл мост через реку Прут за тринадцать дней, чем заслужил высокую оцен­ку монарха, и был назначен главой имперских архитекторов. Он про­был в этой должности пятьдесят лет. Как военный инженер, Синан строил мосты, акведуки, подзем­ные кладовые; как архитектор — возводил большие и малые мечети, медресе, мавзолеи султанов, цариц и представителей знати, госпитали, караван-сараи, обители дервишей и приюты, дворцы, общественные бани. Помимо Турции он строил в Сирии, Македонии, Боснии и Герце­говине, в Крыму. Самые замечатель­ные проекты были выполнены Синаном во второй половине жизни. Это комплексы трёх прославленных соборных мечетей (джами) — Шахзаде и Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне (Турция).

Шахзаде-джами (Мечеть Прин­цев, завершена в 1548 г.) Синан спроектировал, когда ему было уже пятьдесят четыре года, однако счи­тал её работой ученика. Мечеть Сулеймание (1549—1557 гг.) в цент­ре ансамбля университетских, жилых и благотворительных зданий и мавзолеев Сулеймана I он создал в шестьдесят лет и назвал работой подмастерья, и только построен­ную в восьмидесятилетнем возрас­те мечеть Селимие (1569—1575 гг.) султана Селима II (1566—1574 гг.) он признал творением мастера.

Эти пирамидальные, увенчан­ные громадой центрального купола и «охраняемые» минаретами-пика­ми сооружения со всей полнотой и великолепием воплотили грандиоз­ность имперских замыслов Сулеймана Великолепного и Селима II и стали монументами славы и могущества своих основателей. Однако прежде всего это уникальные памят­ники архитектуры, созданные удиви­тельным талантом великого худож­ника, инженера и геометра.

Синана, как и его предшествен­ников, безусловно, вдохновляла не­повторимая архитектура храма Свя­той Софии Константинопольской, превращенного после взятия ви­зантийской столицы мусульмана­ми в мечеть Айя-София. Возведён­ные из серого камня, подчинённые логике геометрических форм, по­стройки Синана, строгие, почти су­ровые снаружи, внутри поражают разнообразием и обилием много­цветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры».

У Синана было много продол­жателей и подражателей, но глав­ное в его творчестве — создание художественного стиля, который на столетия определил пути разви­тия турецкой архитектуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: