Ковры. XVII в. Иран. Музей прикладного искусства, Париж

возносили на головокружительную высоту центральный купол, «охраня­емый» устремлёнными в небо копье­видными минаретами.

Столичный архитектурный ан­самбль в этот период мог включать в себя парадные дворцовые здания. Однако в целом дворец как средо­точие власти оставался объектом «скрытой архитектуры». Лёгкие, изящные, украшенные сюжетными росписями и изразцовыми карти­нами дворцы Сефевидов в Иране окутывала зелень садов и парков, где бродили лани и павлины, пла­вали в изобилующих рыбой прудах лебеди, прятались в кустах фазаны, пели соловьи. В Каире, Дамаске, Стамбуле, городах Магриба прави­тельственные ансамбли с несколь­кими помещёнными один в другой внутренними дворами, парадными переходами, величественной офи­циальной частью и роскошными жилыми покоями по-прежнему бы­ли окружены непроницаемыми вы­сокими стенами, как, например, резиденция османских султанов Топкапы-сарай в Стамбуле — ныне крупнейший исторический и худо­жественный музей.

В Иране, Азербайджане, Средней Азии и Турции в XVI—XVII вв. попу­лярными стали узоры на темы рос­кошной, цветущей природы, в кото­рые вплетались традиционные изображения зверей, царской охоты, поединка, пира или свидания в саду. Иранские и турецкие узорчатые тка­ни — бархаты, атласы, парча; вели­колепные шёлковые и шерстяные ковры; парадное оружие; изделия из дерева, украшенные костью и перламутром; рукописи и альбомы в кожаных переплетах, включающие образцы каллиграфии и миниатю­ры, вывозились во многие страны.

Став достоянием мировой культу­ры, произведения искусства из араб­ских стран, Ирана и Турции оказали заметное воздействие на развитие орнаментального искусства и худо­жественные вкусы России, Испании, Франции и других стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: