Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность психолого-педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками, вместе с которыми они обучаются.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.
Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи плохослышащих и неслышащих детей как необходимого условия получения информации на занятии/уроке и полноценного общения со слышащими сверстниками.
|
|
Значение слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи было доказано отечественными и зарубежными сурдопедагогами (Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, А. Леве и др.), которые считали, что слуховые ощущения закрепляются в одно цельное понятие или представление через взаимосвязь слуха, мышления и речи. В работах Э.И. Леонгард были определены показатели сформированности умений использования слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи.
Таким образом, занятия сурдопедагога с плохослышащими/ неслышащими детьми в общеобразовательном учреждении предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов:
слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо-зрительного;
слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях;
слухо-зрительного восприятия как основного способа получения информации;
речи и мышления;
навыков коммуникации и межличностного взаимодействия;
контроля и самоконтроля за произношением.
Специфика коррекционной слуховой работы состоит в развитии слухоречевых способностей и навыков, которыми школьники с нарушенным слухом смогут воспользоваться в определенных условиях.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с плохослышащими и слышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.
Организационная деятельность
В рамках этой деятельности учитель-дефектолог организует занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.