Диагностическая деятельность
Диагностика включает оценку таких параметров, как:
адекватность настройки слуховых аппаратов/кохлеарного импланта;
возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся;
уровень речевого развития.
Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование проводится только в индивидуальной форме. Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка.
Коррекционная деятельность
Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.
Таким образом, учет вышеуказанных факторов определил особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого материала.
|
|
Слуховая работа в общеобразовательном учреждении ведется только при использовании детьми с нарушениями слуха качественных цифровых, адекватно настроенных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта.
Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются:
1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях.
2) Организация развития слухового восприятия в семье.
1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях
Сурдопедагогом используются такие формы работы, как индивидуальные и групповые занятия.В детском саду и начальной школе проводятся индивидуальные занятия и, в зависимости от уровня развития детей, возможно включение групповых, в средней и старшей школе – групповые и индивидуальные занятия.
На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях:
в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;
в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);
в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.
|
|
Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.
Необходимо отметить, что по содержанию речевой материал, предъявляемый на слух, направлен на развитие речи и мыслительных операций детей. Например, в речевой материал могут быть включены задания на подбор синонимов, антонимов, морфологический анализ структуры слова, подбор к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д.
Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от «багажа знаний», но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога является формирование и совершенствование навыков коммуникации глухих и слабослышащих детей и школьников. В процессе таких упражнений, как диалоги, мини-диалоги, ролевые игры, отрабатываются правила, приемы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия,
В процессе занятий педагог формирует и автоматизирует у детей навыки самоконтроля произношения и контроля за речью товарищей.
Работа проводится по индивидуальной программе, учитывающей особенности ребенка, речевой материал занятий/предметных уроков. Программа носит развивающий и опережающий характер, позволяет отработать материал по общеобразовательным предметам.
Индивидуальные занятия (рис.1) проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения и предметных уроков общеобразовательной школы. Речевой материал отрабатывается на слух, слухо-зрительно, в том числе в осложненных условиях: повышенная зашумленность; при предъявлении материала учитель стоит, повернувшись в профиль или спиной к ученику. Количество индивидуальных занятий зависит от уровня слухового и слухо-зрительного восприятия учащегося, не менее двух в неделю.
Рис. 1. Индивидуальное занятие с сурдопедагогом
Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих. Необходимо отметить высокую эффективность включения в такие занятия слышащих одноклассников. Помимо выполнения дидактических задач, такие занятия способствуют воспитанию толерантности.
Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Поэтому необходимо предусмотреть подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми логопеда дошкольного учреждения/школы. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком.
Составными компонентами логопедического воздействия являются следующие разделы работы:
Формирование произносительной стороны речи:
а) фонетико-фонематическая сторона речи (работа по автоматизации и дифференциации звуков; связь работы над фонемами с закреплением в письменной речи, предупреждение и преодоление ошибок, связанных с фонематическими трудностями; обучение различным видам языкового анализа);
|
|
б) слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности): определение наличия или отсутствия искажения в слове; угадывание нормативного слова, прогнозирование финального и инициального элемента, структурное оформление лексических единиц различного слогового состава;
в) ритмо-интонационная сторона речи.
Сюда же относится работа над интенсивностью речи, изменение высоты, темпа, реализация различных интонационных композиций и эмоциональных оттенков.
Развитие речи:
а) коррекция устной и письменной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);
б) развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной).
В дошкольном и младшем школьном возрасте преимущественно ведется работа над устной речью, а работа над письменной речью включает чтение и пересказ коротких текстов.
Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, при этом используются следующие виды занятий:
занятие по произношению
Занятие по преодолению нарушений произношения, нарушений письма и чтения
комбинированное занятие
Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю: первое занятие – произношение, второе занятие – развитие речи; третье занятие – преодоление нарушений письма и чтения.
Если занятия проводятся два раза в неделю, рекомендуется проводить одно комбинированное занятие по произношению и преодолению нарушений письма и чтения и одно занятие по развитию речи.
Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются.
2) Организация развития слухового восприятия в семье
Развитие слухового восприятия не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье (рис. 5). В развитии слухового восприятия в домашних условиях выделяются два пути (по А. Леве, 1992):
|
|
Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.
Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Сурдопедагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей сказок, рассказов и т.д. После предъявления рекомендуется обязательное выяснение уровня понимания материала.