Лекция по теме: Методы, приемы и формы работы с детьми с нарушениями слуха.
Основные термины по тематике лекции
Сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, изучающая особенности воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха.
Слухопротезирование, кохлеарная имплантация – медицинские технические средства коррекции нарушенного слуха.
Развитие слухового восприятия – методика формирования слухового восприятия неречевых и речевых звуков у детей с нарушениями слуха.
Различение речи на слух – предъявление знакомого речевого материала ребенку в условиях ограниченного выбора (с опорой на игрушки, картинки, таблички).
Опознавание речи на слух –предъявление знакомого речевого материала ребенку в условиях неограниченного выбора, без опоры на наглядность.
Распознавание речи на слух – предъявление незнакомого речевого материала ребенку в условиях неограниченного выбора.
Методические рекомендации по организации изучения темы
Содержание предлагаемой темы разработано с учетом современного развития сурдопедагогики; актуальности ранней диагностики и коррекции нарушений слуха; особенностей реабилитации глухих и слабослышащих детей в современных условиях возникновения новых инклюзивных форм обучения.
Изучение темы организуется в различных формах: лекция, практические задания и упражнения, тестовые задания, обсуждение проблемного вопроса. Для самостоятельной работы студентов предусмотрены списки основной и дополнительной литературы по теме раздела, справочные и методические материалы, презентация.
В качестве текущего контроля используется тестовый контроль по разделам курса.
Критерии оценки: выполнение 60-75% и более заданий тестового контроля – зачет; выполнение менее 60% заданий тестового контроля – незачет.
Современное состояние образования детей с нарушениями слуха
Особенности воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха изучает сурдопедагогика.
Дети с нарушенным слухом – группа, разнородная по следующим показателям:
степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);
характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);
время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);
наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;
время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);
характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);
уровень речевого развития.
Такое разнообразие детей с нарушенным слухом требует применения разных методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения.
В настоящее время обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное/инклюзивное обучение).
Специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и школы 1 и 2 вида на протяжении длительного времени являлись основным типом учреждений для детей с нарушениями слуха. Образовательный процесс в таких учреждениях носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности детей на основе их всестороннего психолого-медико-педагогического изучения и применения необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы. Содержание образования отражается в учебной программе, плане, учебниках и пособиях, созданных для этого типа учреждений.
К учреждениям дополнительного образования относятся психолого-педагогические центры, которые являются достаточно новым типом учреждений для детей с нарушениями слуха.
Основная цель деятельности центра – психолого-медико-педагогическая диагностика, реабилитация детей в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, имеющих нарушения слуха, подготовка их к возможно более полной социальной адаптации, комплексное сопровождение семьи ребенка с нарушенным слухом.
Направления деятельности центра: диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое; социально-психологическое; информационно-аналитическое; консультативно-методическое.
Центр решает следующие задачи:
комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха;
выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой нарушения и их познавательными возможностями;
оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи;
разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннего развития личности ребенка с нарушенным слухом;
прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха на протяжении дошкольного и школьного возраста;
психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивной практики.
Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях специалистами разного профиля (учитель-дефектолог – сурдопедагог, логопед, психолог) по существующим базовым и авторским коррекционно-реабилитационным программам.
Общеобразовательные учреждения, в которых осуществляется интегрированное/инклюзивное обучение детей с нарушениями слуха, можно представить по следующим организационным формам: специальные группы/классы в общеобразовательном учреждении с организацией совместных со слышащими сверстниками занятий/внеклассной работы плохослышащие/неслышащие дети (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы/класса общеобразовательного учреждения.
В специальных группах/классах в общеобразовательном учреждении учитель-дефектолог – сурдопедагог осуществляет обучение детей в соответствии с программой общеобразовательного учреждения при использовании специальных методов и приемов. Кроме того, в учреждении организуются дополнительные занятия
Обучение плохослышащих/неслышащих детей (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы/класса общеобразовательного учреждения осуществляет педагог этого учреждения при поддержке специалистов (учитель-дефектолог – сурдопедагог, методист, психолог, социальный педагог, логопед), оказывающих консультативную и методическую помощь.
Одним из обязательных условий успешного обучения детей с нарушениями слуха в коллективе обычной группы/класса является наличие дополнительных коррекционных занятий с ребенком.
Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические принципы: сознательность и активность, систематичность и последовательность, наглядность, доступность, научность, прочность, связь теории с практикой, индивидуальный и дифференцированный подход, воспитывающий характер обучения.
Особенности их реализации обуславливаются коррекционно-развивающей и практической направленностью процесса обучения. Условия реализации варьируются в зависимости от учреждения, в котором обучается слабослышащий/глухой ребенок.
Успешное решение коррекционно-развивающих и образовательных задач во многом зависит от использования разнообразных методов, методических приемов и форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.
В целом по вышеизложенным материалам можно сделать следующие заключения: на сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения. В настоящее время обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное/инклюзивное обучение). Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические и специальные принципы и методы.