Вальтер Гропиус и «баухауз»

ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

АРХИТЕКТУРА

История современной архитектуры Запада писалась параллельно с её ста­новлением. Лучшие зодчие столетия одновременно были теоретиками — исследователями и комментаторами процессов её развития. Очень часто именно благодаря полемическому и пропагандистскому дару их новатор­ские идеи, которые вначале не находили воплощения или реализовались

*Модернизм (от франц. moderne — «новейший», «современный») — общее название течений в

 

искус­стве конца XIX—XX вв., порвавших с традициями реализма.

в единичных постройках, всё же обретали признание и получали распро­странение.

Технические открытия, новые материалы и конструкции изменили ме­тоды строительства. Камень и дерево уступили место стали и железобето­ну, алюминию и стеклу, а затем и пластмассам. На первых порах научно-тех­нические новшества использовались при возведении построек в духе существовавших архитектурных норм и традиций. Но в конце концов они заставили совершенно по-иному взглянуть на архитектуру. Зародившиеся в конце XIX в. идеи рационализма и конструктивизма (когда архитектура прежде всего ориентировалась на физические свойства материалов и конструкций, и всё это находило отражение в форме здания) получили мощ­ные стимулы и развились в новое направление — функционализм. Внешний облик «функциональной» постройки отражал не только её конструкцию, но и внутреннюю планировку, которая определялась практическим назначением (функцией). Таким образом, если раньше все элементы сооружения подчи­нялись форме, то теперь здание могло приобрести форму в зависимости от назначения.

Термины «рационализм», «конструктивизм», «функционализм» нередко употребляют как синонимы, причём определяют ими не направление или стиль, а творческий метод.

Архитекторы-функционалисты разрабатывали проекты типового жилищ­ного строительства, возводили крупные жилые комплексы. Признавая только утилитарность, т. е. пользу и целесообразность, функционализм считал излиш­ними декоративные мотивы, отвергал национальные традиции. Поэтому он получил название международного (интернационального) стиля.

Разумеется, наряду с новыми течениями всегда существовали и неоклас­сические, и такие, которые использовали традиции национальных школ. Но в любом случае очевидна центральная мысль зодчих XX в.: воздейст­вуя на среду обитания человека, улучшая условия его жизни, архитектура может служить средством справедливого обустройства общества. «Архи­тектура или революция» — так решительно ставил проблему французский мастер Ле Корбюзье. Удобное жилище, наполненное воздухом и светом, и столь же комфортабельные рабочие места должны были сделать чело­века счастливым.

Стремясь наделить жильём огромное множество людей, функционалисты искали наиболее экономичные способы возведения зданий из деталей и кон­струкций промышленного производства. Поэтому формы построек предель­но упрощались. В основном они сводились к параллелепипеду (такие здания часто называют «коробками»), реже — к сфере, цилиндру. Надо отметить, что при массовом строительстве эти дома иногда оказывались не очень удобны­ми, так как проектировщики не всегда учитывали климатические особенно­сти местности, индивидуальные интересы жильцов, конкретные условия стро­ительства. И главное, такая архитектура ограничивала творческое начало. Но всё же лучшие произведения архитектуры XX в. гармонично соединяют художественное творчество с новыми техническими возможностями.

 

ВАЛЬТЕР ГРОПИУС И «БАУХАУЗ»

Вальтер Гропиус (1883—1969) родил­ся в Берлине в семье потомственных архитекторов. С 1903 по 1907 г. он изучал архитектуру сначала в Выс­шей технической школе в Берлине, а затем в Мюнхене. В 1908—1910 гг.

Гропиус работал ассистентом в мас­терской крупнейшего немецкого ар­хитектора Петера Беренса. Тогда же в ней сотрудничали Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ — в будущем ведущие зодчие XX в.

В 1911 — 1916 гг. в соавторстве с Адольфом фон Мейером (1881 — 1929) Гропиус построил здание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: