Йорн Утцон. Оперный театр. 1957—1973 гг. Сидней

РАЙОН ДЕФАНС В ПАРИЖЕ

Дефанс— деловой центр и жилищ­ный комплекс на западной окраине французской столицы. Его ультра­современная застройка завершает градостроительную ось — непо­вторимую серию парижских ан­самблей, включающую также Лувр и площадь Согласия, Елисейские Поля и Триумфальную арку.

Проект был разработан в нача­ле 50-х гг. в соответствии с принци­пами Афинской хартии. С 1958 по 1989 г. велось строительство; его осуществляли шестьсот пятьдесят фирм, поделившие между собой территорию района.

Современная структура района Дефанс с населением сто тысяч человек достаточно пестра, но ес­тественна. С давних времён здесь скрещивались большие дороги, те­перь же многоярусный транспорт­ный узел спрятан в тоннелях, а ос­новную часть района занимает пешеходная зона. Жилые здания и офисы, среди которых выделяются

двадцать небоскрёбов высотой от двадцати семи до сорока шести этажей, разнообразны по планиров­ке (прямоугольные, в форме креста, трилистника и др.), по цвету и оформлению фасадов. Однако общий архитектурный силуэт сохраня­ет гармоничное равновесие. По мере приближения к городской ок­раине застройка приобретает жи­вописную свободу, вливаясь в парк площадью двадцать пять гектаров.

Иоганн Отто фон Шпрекельсен. Большая арка в районе Дефанс. 1982 г. Париж.

стиля» ради уюта и декоративности. Их здания и ансамбли — причудли­вое сочетание разнородных форм. Часто в них воспроизводятся моти­вы антично-ренессансного зодчест­ва, но без музейного почитания, а с игривой иронией или даже в ока­рикатуренном виде. Иногда архи­тектура прячется от зрителей за зеркальной облицовкой («здания-призраки»), иногда «украшается» вы­несенными наружу трубами и про­водами технических коммуникаций.

 

СКУЛЬПТУРА

Скульптура XX столетия активно участвует в общем художественном процессе, однако именно в этом виде искусства наиболее прочно и органично сохраняется классиче­ская традиция. Многие скульпторы XX в. в яркой, глубоко индивидуальной манере продолжали воплощать опыт великих мастеров антично­сти и Возрождения.

На стыке классической тради­ции и авангарда следует рассматри­вать искусство экспрессионизма. Виднейшим из скульпторов этого направления был немецкий мастер Эрнст Барлах (1870—1938). Его су­мрачные, угловатые фигуры, очер­ченные резкими складками широ­ких одежд, то охвачены отчаянным порывом («Мститель», 1923 г.), то полны дремлющей духовной мощи («Памятник павшим» для собора в Гюстрове, 1927 г.). Нацисты уничто­жили многое из наследия Барлаха, самому скульптору запретили рабо­тать. Экспрессионизм, это «самое германское» из художественных те­чений XX в., был фактически заду­шен гитлеровским режимом. После Второй мировой войны экспрессио­нистические черты заметны в твор­честве швейцарского скульптора

Эрнст Барлах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: