На тему: «Формирование функциональной грамотности- одна из основных задач ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Савкино»

           Петровского района Саратовской области.

              ДОКЛАД

на тему: «Формирование функциональной грамотности- одна из основных задач ФГОС»

 

                                                             Работу выполнила:

                                                             учитель русского языка и 

                                                              литературы

                                                          Мокроусова Светлана Анатольевна.                       

                                       2020 год

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.

Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. В опытно-педагогической работе, необходимо ориентироваться на предметные результаты освоения содержательной линии начального языкового образования: позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, регулятивных и коммуникативных задач.

От того, будут ли сформированы эти умения и навыки у  школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом. Поэтому формирование простых навыков правописания и речи недостаточно, необходимо развивать функциональную грамотность ушкольников. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Основная задача педагога – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности.

Цель  образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность - это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности.

. «Прекрасное владение русским - это наше богатство, которое потерять крайне неразумно.

Работа школьного учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка и литературы интересным и востребованным. Необходимо соответствовать новому времени. «Взволновав, заставить задуматься» - вот формула выражения сущности преподавания русского языка и литературы в школах. Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

· знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

· умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

· готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

 

Какова же роль предмета «Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.

Учебный год я начинаю с диагностики учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д. для формирования не только коммуникативной компетенции, куда входит овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, иформирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод приемы работы с текстом, равивающие функциональную грамотность учащихся

 Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.

Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился» — осознание результативности деятельности.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы:

«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».

Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

«Чтение с остановками»,

«Чтение с пометками»,

Развивает умение задавать вопросы прием

«Толстые и тонкие вопросы»:

Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые- неоднозначных, развернутых ответов.

 

 

К приемам письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:

1.Написание эссе.

2.Составление телеграммы, памятки, инструкции.

Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, активно применяю следующие методы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: