Функциональные области логистики

Существуют пять основных функциональных областей логистики:

1) закупочная логистика;

2) производственная логистика;

3) распределительная логистика;

4) транспортная логистика;

5) информационная логистика.

Закупочная логистика решает вопросы, связанные с обеспечени­ем предприятия сырьем и материалами, и ее основная цель — управле­ние материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие, производственное или торговое, имеет служ­бу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда.

Для успешного обес­печения предприятия необходимыми материалами отдел снабжения должен иметь готовые ответы на следующие вопросы:

- что закупать;

- сколько закупать;

- у кого закупать;

- на каких условиях закупать;

- как системно увязать закупки с производством и сбытом;

- как системно увязать деятельность предприятия с поставщи­ками?

Этот круг вопросов заготовительной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выпол­няемых работ.

Необходимо последовательно решить следующие пять задач:

1) изучение товарного рынка для определения потребности в мате­риальных ресурсах;

2) осуществление закупок, причем выбранный товар для предпри­ятия может закупаться как непосредственно у производителя, так и у посредников, дилеров. Основным фактором, влияющим на выбор поставщика, является номенклатура товара и его цена;

3) поиск поставщиков;

4) управление поставщиками;

5) контроль за выполнением заказа.

Рассмотрим подробнее решение задач 3—5.

Поиск поставщиков.

Для поиска поставщиков используется стан­дартная схема, состоящая из четырех этапов:

1. Поиск потенциальных поставщиков. Для поиска потенциаль­ных поставщиков используется следующий механизм действий:

- проведение конкурсов (тендеров);

- изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);

- посещение ярмарок, выставок;

- личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).

2. Проверка поставщиков. Для проверки надежности поставщи­ка может быть получена информация из следующих источников:

- личная встреча с руководством компании;

- финансовая отчетность поставщика;

- местные источники (действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов);

- банки и финансовые институты;

- конкуренты потенциального поставщика;

- торговые ассоциации;

- информационные агентства;

- государственные источники (регистрационные, налоговая палаты и др.). Итогом второго этапа является список постав­щиков с проверенной репутацией.

3. Анализ потенциальных поставщиков.

Получив список потен­циальных поставщиков, после второго этапа необходимо провести ана­лиз производственных возможностей этих предприятий. Основными критериями, по которым осуществляется анализ потенциальных по­ставщиков, является цена и качество продукции, а также надежность поставок. Надежность поставщика включает выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности и количеству по­ставляемой продукции.

К другим критериям относятся следующие:

- финансовое положение поставщика;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие резервных мощностей;

- повышение качества выпускаемой продукции;

- удаленность поставщика от потребителя;

- организация управления качеством у поставщика;

- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

- профессиональный уровень персонала;

- текучесть кадров и др.

В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми прово­дится работа по заключению договоров.

4. Оценка надежности поставщика.

По результатам работы с по­ставщиками проводится оценка результатов работы по уже заключен­ным договорам, для чего разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика, но главным критерием при выборе поставщика будет являться надежность поставки. Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их постав­щика главным критерием будут служить затраты на приобретение и до­ставку.

Управление поставками.

Процесс налаживания доставки мате­риалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гиб­кую систему, способную оперативно реагировать на запросы производ­ства, связанные с изменениями конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника — складской.

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической системы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логистическая система с пря­мыми связями. Если используется складская форма поставки, то обра­зуется эшелонированная логистическая система, где в обязанности посредника может входить работа, связанная с выполнением ряда про­изводственных услуг по подготовке продукции к производственному потреблению, осуществление послепродажного сервиса проданной продукции, а также оказание комплекса других видов деловых услуг.

Транзитная форма поставки материалов позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет умень­шения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хране­ние. Применение транзитной схемы снабжения целесообразно исполь­зовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.

Наиболее эффективной системой управления поставками явля­ется применение логистической системы «точно в срок». Использова­ние данной системы позволяет добиться больших успехов при неустой­чивости рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции. Применение системы «точно в срок» предусматривает ра­боту потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материа­лов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам.

Для предприятий, исполь­зующих систему «точно в срок», характерны следующие особенности:

- стабильный выпуск продукции;

- частые поставки небольшими партиями;

- поставки на основе долгосрочных заказов;

- минимальный объем сопутствующей документации;

- объем информации по поставкам фиксирован для всего объ­ема, но может меняться от одной поставки к другой;

- отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;

- поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки.

Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следу­ющих результатов:

- сократить затраты на содержание запасов;

- уменьшить количество брака;

- уменьшить складские мощности.

Контроль за выполнением заказа.

Важнейшей функцией в за­готовительной логистике является контроль входных потоков — по­ставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения ма­териальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершая провер­кой отгрузки и доставки заказанной продукции.

Логистическая система контроля за выполнением заказа преду­сматривает прямой постоянный контакт между отправителем и получа­телем товара. При таком взаимодействии формируются массивы ин­формации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаимоотношений с поставщиками. Необходимость коорди­нированного контроля за ходом выполнения поставок в условиях рас­ширения хозяйственных связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению ком­пьютерных и информационных технологий. Сложность осуществле­ния контроля за выполнением заказа обусловлена номенклатурой, ас­сортиментом поставляемого товара. Чем шире ассортимент, тем больше времени будет уходить на проверку поставляемой партии товара.

В случае возникновения отклонения от планового хода процесса поставки соответствующая логистическая служба, осуществляющая контроль за выполнением заказа, принимает оперативные меры по розыску потерянных грузов, ускорению продвижения материальных потоков, оформлению претензий к виновным. Возникшие недопостав­ки, срывы поставок, нарушения сроков доставки могут быть компен­сированы различными видами страхования и возмещения убытков со стороны поставщика, перевозчика. При обнаружении несоответствия входного материального потока условиям договора поставки состав­ляется двусторонний акт о выявленных нарушениях (по ассортимен­ту, количеству, качеству и т.д.).

Для оценки результатов выполнения договорных обязательств по поставкам продукции применяется комплексный показатель, опре­деляемый как произведение трех частных показателей выполнения плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству.

Производственная логистика касается управления материальны­ми потоками внутри предприятий, и основной объем работ выполняет­ся в пределах территории одного предприятия. Основная задача произ­водственной логистики — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйствен­ными договорами, сокращение производственного цикла и оптимиза­ция затрат на производство. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной ло­гистики.

Производственные логистические подсистемы объединяют мате­риальные потоки и задают ритм работы всем другим подсистемам. Они определяют потенциальные возможности адаптации микрологистиче­ских систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производ­ственные логистические подсистемы позволяют смежным подсистемам самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установка­ми. Гибкость производственных логистических подсистем обеспечи­вается за счет гибкости производства и профессионализма обслужи­вающего персонала.

Цель производственной логистики заключается в точной син­хронизации процесса производства и логистических операций во вза­имосвязанных подразделениях.

Логистическая концепция организа­ции производства включает в себя следующие основные положения:

- отказ от избыточных запасов;

- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

- устранение простоев оборудования;

- обязательное устранение брака;

- устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;

- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доб­рожелательных партнеров.

При управлении материальными потоками в рамках внутрипро­изводственных логистических систем используют два основных спо­соба: толкающий и тянущий.

Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производ­ственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено, из центральной системы управления производством. Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. промышленными

Тянущая система представляет собой систему организации про­изводства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последую­щую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимос­ти. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Про­изводственная программа отдельного технологического звена опреде­ляется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производ­ственной технологической цепи.

Преимущества тянущей системы:

- отказ от избыточных запасов, информация о возможности бы­строго приобретения материалов или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;

- замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;

- задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;

- снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии об­работки;

- выполнение заказов с высоким качеством;

- сокращение всех видов простоев и нерациональных внутриза­водских перевозок.

Распределительная логистика решает задачи реализации гото­вой продукции. Основной задачей распределительной логистики явля­ется обеспечение рационализации процесса физического продвиже­ния продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Под распределительной логистикой понимается физическое, ощути­мое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлени­ем в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Распре­делительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределе­ния имеющихся запасов готовой продукции в соответствии с интересами и требованиями потребителя.

Важнейшие функции распределитель­ной логистики заключаются в следующем:

- планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;

- управление товарными запасами;

- получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;

- комплектация, упаковка и выполнение ряда других логисти­ческих операций по подготовке товарных потоков к генерации;

- организация рациональной отгрузки;

-управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;

- планирование, организация и управление логистическим сер­висом.

Принципиальные отличия распределительной логистики от тра­диционных методов сбыта и продажи заключаются:

- в подчинении процесса управления материальными и инфор­мационными потоками целям и задачам маркетинга;

- системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

- системной взаимосвязи всех функций внутри самого распре­деления.

Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на уровне предприятия и на макроуровне.

На уровне предприятия в задачи логистики входит:

- планирование процесса реализации;

- организация получения и обработки заказов;

- организация сети складов;

- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а так­же организация выполнения других операций, непосредственно пред­шествующих отгрузке;

- организация отгрузки продукции;

- организация доставки и контроль транспортирования;

- организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

- выбор схемы распределения материального потока;

- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

- определение оптимального места расположения распредели­тельного центра (склада) на обслуживаемой территории.

Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

Главным показателем успешной деятельности компании являет­ся полученная прибыль. Основные направления деятельности для увеличения прибыли:

- создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);

- экономическое объединение производства и сбыта;

- выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потре­битель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчи­вая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика.

Транспортная логистика решает вопросы управления материаль­ного потока на транспортных участках. Транспортная логистика — пе­ремещение требуемого количества товара в нужную точку, оптималь­ным маршрутом, за требуемое время и с наименьшими издержками. Транспортная логистика не имеет четких границ и может применяет­ся при любых перевозках.

Транспорт — связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющее передвижение материальных ресурсов. Зат­раты на создание любого товара складываются из себестоимости изго­товления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Боль­шую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», т.е. наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель. Наценка такого перехода может составлять 15—20%.

Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсис­тем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Данный вид транспорта часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в дан­ном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт не об­щего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, являются, как правило, составной частью каких-либо производственных систем. Транспорт является неотъемлемой частью производственных и торговых процессов.

К задачам транспортной логистики прежде всего относятся за­дачи, решение которых усиливает согласованность действий непосред­ственных участников транспортного процесса. Наличие единого опера­тора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает воз­можность эффективно проектировать движение материального пото­ка, добиваясь заданных параметров на выходе.

Совместное планирование коммерческой деятельности участни­ков логистической системы означает разработку и применение еди­ных планов-графиков.

К задачам, решаемым транспортной логисти­кой системы относятся:

- создание транспортных систем, в том числе создание транспор­тных коридоров и транспортных цепей;

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- совместное планирование транспортного процесса со склад­ским и производственным;

- определение рационального маршрута доставки груза;

- выбор типа и вида транспортного средства.

Информационная логистика рационализирует организацию дви­жения информационных потоков. Информационная логистика явля­ется неотъемлемой частью всей логистической системы и обеспечива­ет функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков, влияющих на производственный процесс. Основная цель — обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нуж­ном объеме и в нужном месте. Информационная логистика использу­ется для обеспечения информацией всей организации в целом исходя из логистических принципов.

Информационные системы обеспечивают управление материаль­ными потоками, используя микропроцессорную технику, информаци­онные технологии и другие составляющие процесса информатизации.

Логистическая информационная система — интерактивная струк­тура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логи­стическим менеджментом для планирования, регулирования, контро­ля и анализа функционирования логистической системы.

Цели создания информационной системы:

- обеспечение выживаемости и дееспособности фирмы;

- обеспечение работников оперативной информацией, способст­вующей более эффективному трудовому процессу;

- соблюдение адресности информации;

- устранение неразберихи в получении информации и в ее ис­пользовании;

- расширение функций предприятия в соответствии с требова­ниями рынка.

Основные принципы построения информационной системы:

- иерархичность (подчиненность задач и использования источ­ников данных);

- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);

- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и бу­дущих задач);

- конфиденциальность;

- адаптивность к изменяющимся запросам;

- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возмож­ность несогласованных действий и вывод неправильной информации);

- открытость системы (для пополнения данных).

Информационная функция — целенаправленный специализиро­ванный вид управленческой деятельности, генерируемый информаци­онной системой и характеризующийся однородностью действий с ин­формацией любого вида.

Информационная сеть — совокупность компьютерно - программ­ных средств и пользователей информационных ресурсов, объединен­ных единым информационным каналом с целью эффективной обра­ботки и передачи информационных потоков.

В настоящее время возможны три варианта организации подсис­темы информационного обеспечения на предприятиях:

1) централизованный;

2) децентрализованный;

3) специализированный.

При централизованном способе организации вся деятельность по информационным технологиям сосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руковод­ству компании, ответственному за информационные системы и техно­логии. Преимуществом централизованного способа организации является высокая эффективность работы по внедрению новых инфор­мационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высо­кие затраты на содержание аппарата управления.

При децентрализованном способе организации подсистемы ин­формационного обеспечения специалисты разных функциональных подразделений выполняют функции управления информационными системами каждый в своем направлении. Преимуществом такого спо­соба организации является высокий уровень специальных знаний менеджера по информационным системам, недостатком — дублирование однотипных задач и функций в разных подсистемах.

При специализированном способе организации отсутствует под­разделение по информационным системам (технологиям). При необ­ходимости внедрения автоматизированной системы данные организа­ции обращаются в специализированные фирмы, выполняющие работы на договорной основе. Это характерно для небольших организаций, которые не могут иметь собственных специалистов в области инфор­мационных технологий, занятых полный рабочий день, и прибегают к услугам консультантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: