О внешнем и внутреннем

Так, в нашей Церкви присутствуют почитание святых угодников Божиих, молитва им. Но к частностям такого почитания, например некой «специализации» святых, когда считается, что одним из них следует молиться в таких-то случаях, а другим – в таких-то, – к такой практике можно относиться по-разному. Это – духовный опыт людей, свидетельствовавших о своем личном отношении к тому или иному святому. «Вот мне помогло в таких-то обстоятельствах, попробуй и ты!» Может помочь, но может и не помочь. Хочешь – прими этот опыт, молись, не хочешь – не молись. Это не обязательно, это не является Преданием Церкви.

Надо сказать, существуют и такие обычаи, которые не имеют никакого отношения не только к истинному Преданию, но и к христианству вообще и по-настоящему вредны. Апостол Павел говорит о приверженцах подобных верований: Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки (Рим. 1: 25).

Христос гневно обличал фарисеев: Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное (Мк. 7: 6–13).

Господь показывает фарисеям, как они своим стремлением жить «в соответствии с инструкциями» подменили живую любовь: Хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или м,ать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу], то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили (Мк. 7: 9–13).

Что означает слово «корван», упомянутое Иисусом? Фарисеи считали: человек, принесший в Божий храм значительное материальное пожертвование, может уже не тратить деньги, например на то, чтобы нанять сиделку, ухаживающую за престарелыми родителями. Иными словами, сумму, которой ты оцениваешь свою любовь к родителям, свой уход за ними, ты должен пожертвовать на храм: «Вот, мол, я отдаю Богу то, чем могли бы пользоваться мои родители. И теперь, Господи, уже Ты обязан ухаживать за ними. Я свой долг выполнил, заплатив за это!»

Следует особо отметить тот факт, что Господь обвиняет иудеев, живших в полном соответствии с ветхозаветным преданием, искренне полагавших, что они действуют благочестиво. Однако дело в том, что человеческими преданиями фарисеи лукаво подменили заповеди Божии, Его правду и любовь.

Немало таких преданий ходит-бродит и по нашему «православному лукоморью». Разумеется, они должны быть авторитетно опровергнуты, и это принесет людям только пользу. У нас есть Священное Писание и Священное Предание. Только они являются источниками нашего вероучения, нашей жизни в Боге и в Церкви. Все остальное может иметь к ним прямое или косвенное отношение, а может и не иметь. Я могу начинать день, съедая натощак кусочек просфорки и запивая его крещенской водой, а могу и не делать этого. Это никак не характеризует мое отношение ко Христу и не определяет мой путь к Богу. Я могу зажигать лампаду от свечки, а могу и от спички. Она все равно будет гореть перед иконой.

Не должно быть к огрызку освященного яблока отношения более благоговейного, чем к человеку, приходящему в храм, как порой бывает! Можно относиться с большим трепетом к бумажке, в которую была завернута просфора, к скорлупкам от крашеных яиц и крошкам от пасхального кулича, если этого требует совесть. Но при этом помнить, что наш ближний нуждается в не менее трепетном и любовном отношении. А готовность защищать такое свое «православие», даже размахивая кистенем, не только ни о чем хорошем не свидетельствует, но смущает и отпугивает тех, кто еще только подступает к вратам Церкви.

Я не беру на себя смелость определять критерии истинности, нужности и современности той или иной традиции. Их определяет сама жизнь. И слава Богу, что есть это многообразие, что нам не всегда легко определиться! Потому что только в этом случае человек начинает думать самостоятельно. Вот когда определяться не нужно, когда все за тебя уже решено, тогда дело плохо.

Вспомним, однако, слова Христовы: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2: 27). Человек может с благоговением относиться к крошечкам от просфоры и быть при этом глубоко человеколюбивым и внимательным к людям. А может хранить вырезки из газет с напечатанным именем Господним, боясь их выбросить, и при этом совершенно спокойно изводить всех своих близких собственным скверным характером. Вопрос в том, чем для нас является традиция? Суббота для человека или человек для субботы? Традиция для человека или человек для традиции? Вот, пожалуй, главные критерии.

И думать нам в первую очередь надлежит не о действительных или мнимых противоречиях церковных установлений евангельским, а о кардинальном несоответствии с Евангелием всей нашей жизни. И поскольку Церковь терпит это мое вопиющее несоответствие слову Божию, то и я уж как-нибудь потерплю своих собратьев! Научусь и этому в том числе...

* * *

Мы говорили о том, что Евхаристия – сердце церковной жизни. Какое место в ней занимают другие молитво-словия и то, что мы называем обрядами?

Многочисленные церковные обряды, в отличие от Таинств, которые носят богоустановленный характер и отражены в Евангелии, складывались исторически, в соответствии с насущными нуждами Церкви и христиан. Иные из них давно канули в Лету (например, освящение соли или благословение сетей), другие, наоборот, появились только что, уже на нашей памяти, как, скажем, освящение офисов, автомобилей и самолетов.

Вообще можно сказать, что мы живем во многом в ритуальном мире, а всей нашей жизни присуща обрядовая форма. Выходя утром из дома и встречая соседа по подъезду, мы привычно говорим ему: «Здравствуйте!» – и слышим ответное приветствие. Это – ритуал, это – обряд, пусть и неосвященный, но тем не менее весьма значимый для наших отношений с ближними.

Жизнь в Боге предполагает благословение и освящение самых различных форм нашей деятельности, но саму нашу жизнь обряды и традиции принципиально не меняют. Можно читать молитвенное правило при свече, но лучше все-таки люстру включить: будет светлее.

Таинство причащения, Таинство покаяния – непременные условия жизни каждого христианина во Христе. Остальным церковным Таинствам не присущ столь же универсальный характер. Например, кто-то женится или выходит замуж и участвует в Таинстве брака, а кто-то продолжает жить холостяцкой жизнью или постригается в монахи. Кто-то становится священником, но Таинство рукоположения (хиротония) предназначено далеко не для всех: подавляющее большинство христиан обходятся без него. То же можно сказать и о соборовании. Это Таинство очень популярно среди православных, но лишь потому, что многие ошибочно полагают: участвующие в нем непременно обретают физическое здоровье.

Соборование ежегодно происходит во всех Поместных Церквях. В древней Церкви соборование совершалось над одним больным, а не над толпой прихожан. У нас один иерей соборует по сотне человек, а раньше было так: семь священников соборовали одного болящего. Причем в один день приходил один священник, который молился и помазывал, на следующий – другой, и так в течение всей недели, а потом они собирались на общую молитву. Это была молитва всей Церкви об одном человеке. И тогда смысл этого Таинства был ясен: вся Церковь молится об одном погибающем и беспомощном. А сейчас действительно ли мы чувствуем себя исцеленными после соборования? Правда, бытует и такое обоснование необходимости соборований: дескать, после них нам отпускаются совершенные в течение года грехи. Но это – очевидный самообман. Без сокрушенного покаяния не прощается ничто.

Стоит отдельно сказать о таком важном элементе церковного благочестия, как подготовка к причащению Святых Христовых Таин. По сей день существуют разнообразные, исторически сложившиеся правила подготовки к Причастию. В соответствии с практикой, сложившейся еще два столетия назад, многие и теперь в течение пяти дней перед Причастием постятся и усердно вычитывают каноны, потому что причащение – событие по-прежнему чрезвычайно редкое, едва ли не эпохальное; в то время как христианам надлежит относиться к нему как к Таинству Таинств и жаждать его.

Почему так произошло?

Прочная традиция причащаться четыре раза в год окончательно сформировалась в Русской Церкви к началу XIX века.

Если вы ознакомитесь с воспоминаниями священников, служивших в XIX веке, то узнаете много нового. К примеру, и тогда существовали села и деревни, но чем они отличались друг от друга? Только ли численностью жителей, как теперь? Нет, в селах стояли храмы, а в деревнях их не было. Священник служил в селе, но еще несколько деревень относились к его приходу. Когда наступал Великий пост, батюшка говорил: «На первой седмице говеет деревня Петровка, на второй – Степановка, на третьей...» Каждая деревня говела, исповедовалась и причащалась, а потом-хочешь, говей, а не хочешь, не говей.

Традиция редкого причащения закрепилась в силу многих исторических причин. Это и значительное расширение территории Русского государства, связанная с этим нехватка священников, татаро-монгольского иго, повлекшее за собой страшнейшую нравственную и духовную деградацию народа, упадок духовного богословского образования. Следует вспомнить и крепостное право, и петровскую секуляризацию. Начало возрождения живой евхаристической традиции можно отнести лишь к XIX веку. В середине – конце XIX века стали появляться пастыри, говорившие о необходимости частого причащения, – святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей Валентин Амфитеатров, оптинские старцы.

Сейчас традиция меняется, частое причащение становится реальностью. И сегодня, когда многие причащаются за каждой воскресной Литургией, или несколько раз в месяц, способы внешней подготовки к Таинству Евхаристии – количество постных дней, канонов и других молитв – могут быть переосмыслены и носить более свободный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: