Культурный ландшафт как объект наследия

В основе разработки концепции «культурного ландшафта» представителями информационно-аксиологического подхода лежит «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» и «Руководящие указания ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии» (1992 г.), согласно которым культурный ландшафт является объектом историко-культурного наследия. Данный подход разрабатывается в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.

При этом культурный ландшафт понимается как совместное произведение человека и природы, представляющее собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности. Под культурным ландшафтом в рамках данного подхода понимается природно-культурный территориальный комплекс, сформированный в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и сельскохозяйственной деятельности и состоящий из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности.

Для упорядочения множества существующих природно-культурных территориальных комплексов с целью выявления их индивидуальности, а также сохранения и использования, необходима систематизация. В зависимости от соотношения между информационной составляющей и ее носителями выделяют несколько групп ландшафтов:

– группа ландшафтов, являющихся носителями ценной для мировой или национальной культуры, но не раскрытой еще информации. К ним относятся:

а) ландшафты, где в качестве носителей информации могут рассматриваться потенциальные памятники материальной культуры (археологические, архитектурные, этнологические и другие подобные объекты), а также природные объекты как потенциальные носители ценной научно-познавательной информации (памятники геологии, гидрологии, биологии и т.п.);

б) ландшафты, где в роли носителей информации выступает местное население как создатель и хранитель определенных культурных ценностей, выраженных, прежде всего, в традициях, представлениях и знаниях, зафиксированных в устной народной культуре;

– группа ландшафтов, обладающих носителями ценной для мировой или национальной культуры информации, зафиксированной средствами науки и искусства и распространенной среди специалистов и широкой публики. Сюда относятся:

– ландшафты, основу которых составляют реальные объекты — носители ценой информации, выявленные учеными и краеведами (местное население, памятники истории, культуры и природы);

– ландшафты, в основе которых лежит мифология, сформированная средствами искусства, религии, народного творчества и существующая как в виртуальном, так и в реальном измерении; связь между реальными объектами и их виртуальными образами может быть относительной.

– группа ландшафтов, существующих лишь в виртуальном мире, — это ландшафты, созданные воображением ученых, художников, писателей и не имеющие конкретных «прототипов» в реальном мире.

Согласно типологии, принятой в «Руководящих указаниях по применению Конвенции о Всемирном наследии», все культурные ландшафты подразделяются на три основные категории:

1-я категория — четко определяемые, целенаправленно сформированные, т. е. рукотворные;

2-я категория — естественно сформировавшиеся (эволюционировавшие) ландшафты, среди которых выделяются субкатегории реликтовых, или «ископаемых», и продолжающих поступательное развитие (развивающихся) ландшафтов;

3-я категория — ассоциативные ландшафты.

Также культурные ландшафты можно различать по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям, определившим специфические социокультурные особенности ландшафта, а именно:

– сельские (сельскохозяйственная деятельность);

– селитебные (создание поселений и их ландшафтное обустройство);

– сакральные (проведение религиозных церемоний, поклонение объектам культа, священнодействие);

– рекреационные (получение эстетических удовольствий, воспитание чувства прекрасного, приобретение душевного покоя и гармонии);

– промысловые (охота, рыбная ловля, добыча морского зверя и беспозвоночных, заготовка пищевых, лекарственных, технических растений, лесозаготовка и лесоразведение, оленеводство);

– исторические индустриальные (карьеры, отвалы, горные выработки, инженерные сооружения);

– заповедные (сохранение естественной информативности ландшафта, научно-исследовательские работы);

– мемориальные (сохранение памяти о важных исторических событиях и выдающихся личностях).

По принадлежности культурных ландшафтов к типам культур выделяют следующие виды культурного ландшафта:

– усадебный;

– дворцово-парковый;

– монастырский;

– горнозаводской;

– ландшафты полей сражений (военная культура);

– архаичный сельский (крестьянская культура);

– городской (исторические кварталы);

– историко-археологический.

Важной задачей современной науки является проведение культурно-ландшафтного районирования различных областей России с целью выделения и типологизации культурно-ландшафтных районов для разработки рекомендаций по сохранению памятников природы, истории и культуры.

 Систему районирования, применимую ко всей территории страны, предложил А. А. Андреев, который выделил микро -, мезо - и макро уровни культурно-ландшафтного районирования. На микроуровне (территория области) предлагаются следующие составляющие: культурно-ландшафтный округ (КЛО), культурно-ландшафтный район (КЛР), культурный ландшафт (КЛ) и культурно-ландшафтная единица (КЛЕ). К культурно-ландшафтным образованиям более высокого ранга относятся культурно-ландшафтные провинции (КЛП) и культурно-ландшафтные регионы (КЛР).

Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед лицами, ответственными за сохранение и развитие исторического города или сельской местности как особого типа культурного ландшафта, является, с одной стороны, сохранение историко-культурных и природных ценностей этого места, а с другой, — создание нормальных, соответствующих современным требованиям условия жизни для местного сообщества. Таким образом, развитие исторического сельского или городского пространства нередко входит в противоречие с требованиями сохранения наследия. Ярким примером этого является активная застройка исторических деревень или открытых пространств, имеющих мемориальное и историческое значение (есенинские места, пушкинские ландшафты в окрестностях Михайловского, подмосковные усадьбы и др.). Сегодня в них преобладают уже не дома, построенные в традиционном стиле, а современные коттеджи, диссонирующие с исторической застройкой, и этот процесс продолжается.

В ряде случаев речь не идет о превращении территории в заповедник и прекращении там любой хозяйственной деятельности. Например, чтобы сохранить традиционные есенинские ландшафты, необходимо продолжить ведение сельского хозяйства, сохранять поля, разделенные перелесками. Для этого необходимо развивать существующие села, создавать современные агрокомплексы. Все эти мероприятия предопределяют необходимость сочетания современного хозяйства с охраной культурного наследия.

В большинстве районов России, особенно центральных и северных, продолжается процесс депопуляции местного населения. Ведение сельского хозяйства в этих местах нерентабельно, поэтому люди уезжают, вымирают деревни, зарастают поля. Единственной возможностью сохранения таких ландшафтов является организация национальных парков и музеев-заповедников, в задачу которых входило бы ведение традиционного хозяйства. В этом случае государство должно будет оплачивать труд людей, фактически работающих по сохранению наследия.

Исчезает историческая топонимика. Фактически, в российских городах почти не осталось старых названий улиц, многие из которых сохранялись в течение нескольких столетий. Память об истории города, ее природе — реках и ручьях, о рельефе, в частности, оврагах, о храмах, о людях, которые когда-то жили в этом месте, о профессиональном распределении людей в старом городе, об исторических дорогах, фактически была искусственно прервана.

В настоящее время охрана культурных ландшафтов осуществляется посредством придания им статуса достопримечательного места или включение их в зоны охраны памятников и ансамблей, а также организацию в этих местах музеев-заповедников и национальных парков. Именно благодаря музеям-заповедникам и национальным паркам удалось сохранить ряд уникальных культурных ландшафтов, таких как музеи-заповедники Бородино, Куликово поле, Пушкинские места в Псковской области, станица Вёшенская М. А. Шолохова, национальные парки Кенозерье в Архангельской или Угра в Калужской области. Вместе с тем возникает и масса проблем. Например, при получении музеями-заповедниками и музеями-усадьбами статуса достопримечательных мест были зафиксированы случаи, когда чиновники, под предлогом создания достопримечательного места, пытались сократить площадь объекта наследования или ослабить режимы использования этих территорий.

В настоящее время не только сельская местность, но и город рассматриваются как культурный ландшафт, о чем свидетельствуют последние документы ЮНЕСКО. В соответствии с культурно-ландшафтным подходом, возрастает роль экологии, более актуальным становится учет влияния окружающей среды. Все более явно осознается позитивная роль сохранившихся природных объектов и комплексов — гидрографической сети, растительности, разнообразных форм рельефа. Это особенно заметно на примере многих старых русских городов.

Одной из главных опасностей, связанных с сохранением культурных ландшафтов как городских, так и сельских, является реконструкция исторических кварталов, садов и парков. В связи с этим возникает проблема: сохранять ли руинированные памятники внутри сохранившегося ландшафта, измененного, но все же подлинного, или восстанавливать усадьбу, парк в первозданном виде. Существует масса примеров того, как стремление сформировать целостное представление о памятнике привело к созданию «новодела» и фактически уничтожило старый памятник.

Следует иметь в виду возможность использования современных форм искусства, например, инсталляции или перформанса, для того чтобы максимально сохранить подлинные элементы и фрагменты объекта наследия и вместе с тем, чтобы показать каким этот объект наследия был в разные периоды своей истории. Появляется возможность кратковременной демонстрации виртуально «восстановленных» утраченных объектов, не нарушая при этом сложившуюся в последующие годы планировку, застройку и композицию культурного ландшафта. Благодаря таким приемам можно усилить роль исторической репрезентативности и документальности наследия.

Контрольные вопросы

1. Какие основные направления исследования культурного ландшафта существуют в отечественной науке?

2. Как со временем трансформировалась в зарубежной науке теория культурного ландшафта?

3. Какие признаки традиционного культурного ландшафта Вы знаете?

4. Какие виды культурных ландшафтов выделяют по основным историческим функциям?

5. Каким образом в настоящее время осуществляется охрана культурных ландшафтов?

Тестирование

Вопрос 1

Культурный ландшафт — это

· территория населенных пунктов;

· территория городских поселений;

· территория, освоенная и преобразованная людьми в результате целенаправленной деятельности; (правильный ответ)

· туристические достопримечательности.

Вопрос 2

Признаком традиционного культурного ландшафта является

· транспортная инфраструктура;

· зоны отдыха;

· провинциальный быт;

· наличие ценного культурного наследия (правильный ответ)

Вопрос 3

«Руководящие указания ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии» приняты в …  

· 2007 г.

· 1995 г.

· 2019 г.

· 1992 г. (правильный ответ)

Вопрос 4

Вид культурного ландшафта, выделяемый по принадлежности к типам культур

· усадебный (правильный ответ)

· мемориальный

· сакральный

· рекреационный

 

Вопрос 5

  Вид культурного ландшафта, выделяемый по типам исторической деятельности

 

· промысловый (правильный ответ)

· дворцово-парковый

· горнозаводской

· историко-географический

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: