Музеи и их роль в охране памятников истории и культуры

 

В Большой советской энциклопедии музеи представлены как организации, осуществляющие хранение, инвентаризацию «памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредотачивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность)».

В современной научной классификации музеи различаются по типам и профилям.

По типам все существующие музеи делятся следующим образом:

– исследовательские — научно-просветительные (абсолютное большинство музеев; иногда их называют публичными, массовыми);

– исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при научно-исследовательских институтах;

– учебные.

По профилям музеи бывают: исторические, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, технические.

К историческому профилю относятся музеи общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические и другие; к искусствоведческому — музеи изобразительного искусства, прикладного искусства, театральные музеи, музыкальные музеи и др., к техническому профилю — политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и другие.), к естественно-научному — зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и другие. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме музеев указанных основных профилей, существуют комплексные музеи. Наибольшее распространение имеет сочетание исторической и естественно-научной специализаций, определяемое для локальных музеев как краеведческий профиль.

В России музеи имеют многовековую историю. В источниках XII–XVII вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях, а также в частных коллекциях. Первый русский публичный музей — Кунсткамера — встретил посетителей в 1719 г. в Петербурге.

С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук музей превратился в крупное научное учреждение. В течение второй половины XVIII–XIX вв. возникли первые местные музеи в разных городах: Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836), а также коллекции Артиллерийского исторического музея (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге». Особенно быстрый рост музейной сети происходит начиная с середины XIX в.: Третьяковская галерея (1856), Российский исторический музей (1872), Русский музей (1898) и др. К октябрю 1917 г. в России функционировало свыше 150 музеев. В годы советской власти музеи являлись всенародным достоянием. Большинство крупнейших частных музеев было национализировано, определен порядок охраны их и памятников, а также правила регистрации и постановки их на государственный учет. Декретом от 19 сентября 1918 г. запрещался вывоз каких бы то ни было произведений искусства за рубеж. В 1941 г. в СССР действовал 991 государственный музей. В 70-х гг. XX в. в стране функционировало уже 1190 государственных и несколько тысяч школьных и народных музеев. Данные последних лет можно отыскать в трехтомном справочнике «Все музеи России», издающемся начиная с 2005 г.

Общие принципы развития государственных музеев разрабатывают министерства культуры. Вопросы теории и основы методики научной деятельности музеев находятся в ведении методических центров, действующих при региональных министерствах культуры, ведущих музеях и специальном отделе музееведения в НИИ культуры Министерства культуры РФ. Значительную исследовательскую и культурно-просветительную работу ведут советы музеев, которые формируют и изучают коллекции, оформляют научную документацию, поддерживают режим хранения и обеспечивают реставрацию музейных экспонатов, выпускают монографии, составляют каталоги, создают путеводители, обеспечивают публикацию первоисточников. Главной формой пропаганды знаний здесь являются экспозиции, формируемые на базе научной методологии и методики, разрабатываемыми специальной дисциплиной «Музееведение». Другой формой работы с посетителями музея служит организация экскурсий. По данным статистики, количество посещений музеев в начале 2000-х гг. составило свыше 115 млн в год.

В зарубежных странах, музейная сеть которых имеет свою специфику, отмечается быстрый рост как числа музеев, так и количества посещений. Данному обстоятельству способствует общий подъем культуры в этих странах, стремление власти каждой отдельной страны к оптимальному использованию научного и культурного потенциала. Так, по данным ЮНЕСКО, в конце XX в. в Германии насчитывалось 522 музея, в Чехии и Словакии — 416, в Польше — 335, в Болгарии — 146, в Венгрии — 185. в Румынии — 293, в Югославии — 302. В странах Азии и Африки, была создана национальная музейная сеть, призванная осуществлять мероприятия по сохранению памятников, способствуя укреплению собственных традиций в культуре народов. В мире насчитывается свыше 12 тыс. музеев, объединенных различными интернациональными организациями. В составе ЮНЕСКО создан ИКОМ (Международный совет музеев), объединивший действующие национальные советы и комитеты музеев.

Следует отметить, что музейные здания нередко являются памятниками. Так, первыми зданиями, предназначенными для размещения коллекций, были дворцовые галереи. К таковым в XVII–XVIII вв. относятся, например, здания Малого Эрмитажа и Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. В XIX в. появляется особый вид музейного здания, примером которого может служить Старый музей в Берлине. Под музеи часто обустраиваются дворцы, такие, например, как Лувр. Характерно расположение залов в этих зданиях анфиладой. Начиная со второй половины XIX в. музей строили обычно как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотеки, аудиторий и ряда других специальных помещений. Парадный облик фасадов выполнялся в строгом классическом или национальном стиле, в отделке интерьеров нередко использовался стиль выставляемых экспонатов, как в греческом и римском залах музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. С середины XX в. объемно-планировочные решения зданий музеев стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций, национальными традициями, климатическими условиями и градостроительной ситуацией. Например, музей В. Лембрука в Дуйсбурге (1964, арх. М. Лембрук) состоит из двух зданий, ограничивающих дворик для экспозиции скульптуры на открытом воздухе: в одном из зданий — экспозиция произведений скульптора В. Лембрука, в другом — помещение для периодических выставок скульптуры XX в.; новое здание Исторического музея в Ганновере (1967, арх. Д. Эстерлен) включает руины средневековой крепости, его малая этажность и план подчинены пространственному построению средневековой улицы.

Общая черта архитектуры современного музея — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений и их последующего расширения. Преобладают музеи с расположенным в центре здания светлым залом, объединяющим этажи экспозиции. Планировка зданий новых музеев нередко предоставляет возможность как последовательного ознакомления со всей экспозицией, так и выборочного осмотра отдельных разделов. Часто создаются пространственные эффекты, активизирующие восприятие коллекций, разнообразятся методы группировки и выделения экспонатов с помощью перегородок, смещения этажей, контрастного сочетания пространств, различных по конфигурации, высоте и освещенности. Важную роль в визуально пространственной организации экспозиционных помещений современных музеев играют комбинированные системы естественного и искусственного освещения.

Современный мемориальный музей нередко является сложным комплексом, состоящим из собственно мемориальной зоны, где природное окружение является активным формообразующим фактором, и здания для размещения экспозиции, архитектурные формы которого могут образно раскрывать ее основные идею и содержание или быть нейтральными.

В так называемых музеях под открытым небом связь памятников архитектуры с природным окружением – основополагающий принцип. Для их размещения выбираются участки, наиболее отвечающие представлению о характерном национальном пейзаже. Пространственная композиция территории музея преследует цель не только этнографически точного воспроизведения традиционных для того или иного народа приемов планировки деревень, жилых усадеб, культовых, оборонительных и других сооружений, но и предусматривает возможность отдыха посетителей. Экспозиционными помещениями служат обычно сами памятники архитектуры.

Настоящей революцией в музейном деле XX в. явилось понимание того, что значительная коллекция не должна обязательно состоять из выдающихся произведений искусства. Жизнь и история повседневных вещей не менее значимы и увлекательны, чем судьба шедевров. Собрание редких вещей, вырванных из своего привычного окружения и механически помещенных среди других образцов того же жанра или стиля, не всегда органично воспринимается. Оно напоминает нам, что причины, по которым та или иная вещь создавалась и сохранялась для потомства, давно утратили свое значение. В то же время музей может привлечь внимание к исторически значимым предметам искусства, ценность которых была недооценена их владельцами.

Девиз современного музея — от пассивного созерцания к чувству причастности и к дальнейшим открытиям. Лучшие музеи формируют свои коллекции по законам театра, используя свет и звук, текст и актеров. Часто посетители музеев могут стать непосредственными участниками процесса изготовления предметов искусства (например, изготовление тканых вещей в музее-усадьбе Тарханы под Пензой происходит непосредственно при посетителях музея). С внедрением новых технологий слово музей получает новое значение. Барьер между музеем и искусством, предусматривающим живое участие, разрушается. Появляются виртуальные музеи, музеи-лаборатории, позволяющие от познания перейти к исследованию. Такой подход впервые был применен в музеях-заповедниках сельской жизни (знаменитых дворянских усадьбах, имениях), музеях кино- и фотоискусства, естественно-научных музеях.

Музеи должны иметь средства для пополнения своих коллекций, сохранения и экспонирования собранных в них предметов. Помимо государственных дотаций двумя эффективными методами сбора средств являются: создание фондов для пожертвований и коммерческая эксплуатация. Фонды, занимающиеся сбором пожертвований от частных лиц и организаций, представляют собой очень важный элемент музейной политики. Они создаются при музеях, библиотеках и архивах, а также нередко при театрах и концертных залах. Фонды пожертвований охватывают все другие формы сбора средств: пожертвования по подписке, организацию клубов друзей музеев, доходы от предоставления экспонатов для выставок, гонорары по авторским правам, аренду музейных залов для проведения культурно-массовых мероприятий и концертной деятельности. Большую помощь оказывает музеям возрождающийся институт меценатства, коммерческое партнерство и финансирование проектов. Совокупность всех указанных форм превращает фонд пожертвований в стабильный источник доходов для музея. Некоторые средства поступают быстро и прямо от добровольных спонсоров, другие — накапливаются постепенно за счет бюджетной экономии и разнообразных компаний, предпринимаемых музеями для сбора средств. Фонд начинает действовать эффективно тогда, когда процент на собранный в нем капитал превышает оборот самого музея.

Коммерческая эксплуатация увеличивает доход музея, позволяя ему проводить на высоком уровне рекламные кампании. Как правило, при музее обязательно открывается магазин, где продаются не только открытки и сувениры, но и репродукции картин и копии экспонатов из коллекции, компакт-диски, специальные видео- и аудио-программы о музее и его экспозиции и многое другое.Также нередко музей предоставляет платные услуги по фото- и видеосъемке, отдельные экскурсии по специальным маршрутам как внутри, так и за пределами основной экспозиции. Некоторые музеи могут быть центрами сохранения ремесел.

В настоящее время успешно функционирующие музеи способны привлечь в регион потоки туристов, таким образом, положительно влияя на экономическое развитие всей территории.

Контрольные вопросы

1. Что включают в понятие «природная среда города»?

2. Из чего состоит «искусственная городская среда»?

3. Какими характеристиками обладает экосистема города?

4. Когда появились и как развивались музеи в России?

5. Какие характерные черты имеет современный музей?

Тестирование

Вопрос 1

Что является компонентом природной среды города?

· уличное освещение;

· трафик дорожного движения;

· атмосферный воздух (правильный ответ)

· многоэтажные комплексы.

Вопрос 2

Когда приняла посетителей Кунсткамера в Петербурге?

· 1970 г.;

· 1706 г.;

· 1865 г.;

· 1719 г. (правильный ответ)

Вопрос 3
Состояние неравновесности определяется городской среды определяется …

· потребностью в приобретении товаров и услуг;

· генезисом экосистемы;

· уровнем преступности;

· масштабом антропогенных нагрузок города на окружающую среду. (правильный ответ)

Вопрос 4
Максимальное количество жителей, которое может проживать в границах района, при условии обеспечения потребностей населения и сохранения экологического равновесия, обозначается термином

· демографическая емкость (правильный ответ)

· экологическая емкость территории

· репродуктивная способность территории

· геохимическая активность территории

 

Вопрос 5
Способность территории перерабатывать и выводить за свои пределы продукты техногенной деятельности — загрязняющие вещества, обозначается термином

· геохимическая активность территории (правильный ответ)

· экологическая емкость территории

· демографическая емкость территории

· репродуктивная способность территории

 

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате изучения дисциплины «Культурная экология» у обучающихся будут сформированы компетенции:

 ОК-6 способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права.

ОПК-1 способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права.

 ПК-10 готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий.

Индикатором достижения компетенций станет результат выполнения студентами контрольных заданий и тестов. Электронное учебное пособие по дисциплине «Культурная экология» разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом 3+ по уровню бакалавриата 43.03.02 «Туризм».

В электронном учебном пособии содержится материал для освоения дисциплины. Рассмотрены основные концепции культурной экологии.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: