Охват обучающихся по данным программам за период реализации проекта – 1500 человек

Реализация проекта «Модель развития техносферы деятельности учреждения дополнительного образования как основы формирования инженерно-технических, исследовательско-конструкторских компетентностей учащихся» в рамках региональной инновационной площадки

(из опыта работы Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Абакана «Центр детского творчества»)

Романова Татьяна Михайловна,

методист МБУ ДО «ЦДТ»

С 2017 по 2019 год МБУ ДО города Абакана «Центр детского творчества» являлся региональной инновационной площадкой. В рамках этой площадки реализовался проект «Модель развития техносферы деятельности учреждения дополнительного образования как основы формирования инженерно-технических, исследовательско-конструкторских компетенций обучающихся». Проект направлен на реализацию основных задач Концепции развития дополнительного образования детей и Концепции развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности.

(слайд выдержки из Концепции)

Актуальность  проекта заключалась в:

- необходимости создания условий для технического и технологического развития образовательного учреждения в соответствии с уровнем современного развития техники и запросами рынка труда;

- необходимости повышения уровня технологического образования и развития инновационного потенциала города Абакана и Республики Хакасия средствами дополнительного образования.

- востребованности инновационных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности у учащихся и их родителей.

Цель проекта: Создание модели развития техносферы деятельности МБУ ДО «Центр детского творчества» города Абакана

Для достижения данной цели определены задачи:

- модернизация программно-методического обеспечения образовательного процесса через повышение квалификации педагогов, обновление банка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, направленных на формирование исследовательской, инженерной, технической и конструкторской компетентностей учащихся, удовлетворяющих приоритетным направлениям социального заказа;

- развитие сетевого взаимодействия дополнительного образования с организациями общего, среднего и высшего профессионального образования, предприятиями и организациями регионального и федерального уровней;

- создание Центра научно-технической мысли «Эврика» как инфраструктуры техносферы образовательного учреждения.

Реализация задач проекта осуществлялась через развитие  имеющегося потенциала учреждения: кадровых, программно-методических, материально-технических ресурсов – основных компонентов техносферы.

Для эффективной реализации проекта необходимы подготовленные компетентные кадры.   (слайд из Концепции техносферы)

В ходе реализации проекта развитие кадрового потенциала, повышение квалификации педагогов осуществлялось не только через обучение по дополнительным профессиональным программам в ХакИРОиПК, но и в ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Учебном центре Хакасия.ру, ВДЦ «Океан» (смена «Наука. Техника. Прогресс»),  «Робошколе на Байкале», на Федеральных учебно-тренировочных сборах Программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», в ресурсном НМЦ непрерывного образования «Воробьёвы горы» (дистанционно), Москва, в образовательном Центре «Сириус», Сочи. (подробная информация на слайде).

       Росту уровня профессионального мастерства способствовала организованная кафедрой воспитания и дополнительного образования ХакИРОиПК педагогическая мастерская и хорошо отлаженная работа методического объединения, в рамках которых проводились практико-ориентированные семинары, мастер-классы ведущих педагогов; участие педагогов в семинарах, конференциях, вебинарах, форумах городского, республиканского, регионального, международного (ХГУ) уровней (в том числе дистанционно, в качестве слушателей).

Повышение профессионального мастерства педагогов,  большой опыт в области проектирования, разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ способствовали совершенствованиюпрограммно-методического обеспечения.    (слайд из Стратегии)

В решении этой задачи неоценимую помощь оказали методисты кафедры воспитания и дополнительного образования ХакИРОиПК: консультации индивидуальные и групповые, собеседования, глубокий анализ содержания программ.

Модернизация содержания образования в соответствии с современными запросами рынка труда включила в себя обновление ранее реализуемых программ технической направленности: «Автодело», «Картинг - спорт, техника, творчество», «Техническое конструирование», «Авиамоделирование» «Радиоэлектроника», «Мой компьютер»,  «Роботехника».

Тенденции развития профессий, информационной среды и технологий привели к необходимости расширения спектра программ с привлечением внимания к современным областям науки и техники. Пополнился банк дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности        с 8 в 2016 году до 21 в 2019 году (рост 62%).

  Разработаны  новые программы: «Эврика», «Виртуальная робототехника», «ТехноЛаб»,   «Архитектурно-конструктивное проектирование», «Электроника и программирование», «Начальное техническое конструирование с элементами радиотехники», «Легоконструирование» (для дошкольников), «Начальное моделирование транспортной техники», «Ардуино: программирование», «Медиамир», «Информатика по-английски».

Для разработки ряда новых программ привлекались специалисты-практики: «Юные авиаторы» - АО «Аэропорт Абакан», «Мир через объектив» - телерадиокомпании ГТРК Хакасии, «IT-Квант», «Робофизика» - преподаватели кафедры информационных технологий и систем инженерно-технологического института ХГУ.

7 программ прошли экспертизу в научно-методическом Центре «Воробьёвы горы» в Москве, получили высокую оценку и рекомендованы к реализации в дополнительном образовании.

Реализация этих программ способствует развитию творческого и технического мышления, формированию навыков конструирования, программирования технических устройств. Происходит ориентирование ребенка на технические специальности.

Охват обучающихся по данным программам за период реализации проекта – 1500 человек.

Высокие результаты реализации и освоения обучающимися этих программ, увеличение количества детей, охваченных программами технической направленности, возможны только при высоком качестве содержания образования, которое невозможно без современной материально-технической базы (один из главных ресурсов).

Обновление материально-технического  обеспечения  программ  технической направленности, реализуемых в ЦДТ, осуществляется за счет участия в грантовых конкурсах, проводимых Министерством образования и науки РФ и РХ, Фондами поддержки талантливой молодежи, спонсорской и благотворительной помощи.

Одним из путей решения проблемы модернизации оборудования является использование ресурсов других организаций (государственных, муниципальных, общественных), предприятий - ведомственное и межведомственное сетевое взаимодействие (одна из задач).

За время реализации инновационного проекта произошли качественные изменения в организации сетевого взаимодействия.  Нами  выстроена сеть партнерских отношений с общеобразовательными, средними профессиональными, высшими образовательными учреждениями, производственными и общественно-государственными организациями РХ (на слайде: со школами города, республики (Аскиз, Подсинее), учреждениями дополнительного образования РХ, ХПК, ТКХиС, ХГУ, ХТИ, ОАО «Аэропорт», ДОСААФ России РХ).

Сетевое взаимодействие осуществляется не только на уровне муниципалитета и региона, но и на федеральном уровне. В рамках Соглашения о сотрудничестве между ЦДТ город Абакана и Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр «Школа нового поколения» (Москва) осуществляется обучение педагогов, участие обучающихся во Всероссийских соревнованиях по робототехнике, проведение на базе нашего центра одной из площадок Всероссийского робототехнического фестиваля «БайкалРобот».

Сетевое взаимодействие позволило:

- осуществлять образовательный процесс на более качественном современном уровне;

- актуализировать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности (Аэропорт Абакан);

- активизировать обмен передовым опытом между образовательными организациями, создать условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических кадров, для использования в процессе обучения совместной материально-технической и методологической базы.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в центре детского творчества города Абакана сформирована модель развития техносферы деятельности учреждения дополнительного образования, которая сводится к следующей схеме:

(Слайд!)

 

Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровня; разработка локальных актов учреждения
Совершенствование нормативного обеспечения образовательного процесса
 

 

 

Совершенствование материально-технической базы учреждения в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологий


Участие в грантовых конкурсах, привлечение средств спонсоров, ресурсов сетевых партнеров
 

 

 

 

Развитие технологических процессов и технологий (информационно-коммуникационных, сетевых, технологий социальных отношений)
Повышение уровня технологической, информационно-коммуникативной культуры педагогов, организация сетевого взаимодействия


                                                                                                       

 

 

 

Кадровое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обеспечение содержания образования, адекватного запросам современного рынка труда


Результаты деятельности в рамках модели:

- создание Центра научно-технической мысли «Эврика» как инфраструктуры техносферы деятельности учреждения, задачи которого координация деятельности творческих объединений, организация системы работы с одаренными детьми и объединение педагогов дополнительного образования в единое педагогическое сообщество;

- высокие результаты обучающихся Центра «Эврика» в конкурсах, соревнованиях различного уровня.

Эффективным показателем сформированности инженерно-технических, компетенций обучающихся, развития мотивации к творческой исследовательской, конструкторской деятельности является динамика участия наших учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах проектов различного уровня.

На муниципальном уровне: конкурс-выставка технических проектов и действующих технических объектов Техносалон «Инженеры будущего»,конкурсы-соревнования «Робототехники Абакана», «Lego ­– Электроник» и «Robot F1», открытые Первенства города по картингу.

На региональном: конкурс-выставка технических проектов школьников и студентов «Технотворчество Хакасии», Первенства ДОСААФ РХ по трековым и шоссейно-кольцевым гонкам на картах.

На федеральном: фестиваль по профессиональной робототехнике « Робопроф» в Красноярске, Главный сибирский фестиваль робототехники «РобоСиб. Эксперимент» в Иркутске, Сибирский робототехнический фестиваль «Робофест-Омск», Всероссийский технологический фестиваль ПРОФЕСТ в Москве.

В 2017 году мы стали участниками движения JuniorSkills и на Чемпионате JuniorSkills в рамках I Регионального Чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Мобильная робототехника» заняли 1 место.

Освоение   новых современных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности позволило учащимися Центра «Эврика» достойно представить свои творческие технологические проекты («Солнечная станция для зарядки переносных устройств», «Учебно-демонстрационный стенд «Умный дом», «Робот-регулировщик», «Автоматический хронометраж для соревнований») на Всероссийском конкурсе НТП -призовые места на региональном уровне образовательный Центр «Сириус»; на НПК «Реальная практика среднего профессионального образования РХ: открытый опыт» (ТКХиС); НПК «Наука – наше будущее» (ХТИ).

Количество участников и призеров конкурсных мероприятий (слайд)

за 2017 год: участников – 291, призеров – 175;

2018 год: участников – 366, призеров – 228;

2019 год: участников - 377, призёров - 238.   





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: