Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове.
Последний слог в слове за тобой.
Описание игры: Учитель называет слово. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко…(ни, зы,тик,мар,ра,чан)
Слоговые часы.
Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.
Описание игры: учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слово, состоящее из определённого количества слогов (или начинающееся с указанного учителем слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.
Угадай слово.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: На наборном полотне тыльной стороной к учащимся выставлены предметные картинки. Учитель снимает одну из них, не показывая детям, и произносит первый слог названия предмета. Дети придумывают слова, которые начинаются с названного слога. Когда кто-нибудь отгадает название предмета, то получает право загадать следующее слово.
Дети могут загадывать слова и по своим картинкам, которые получают от учителя перед уроком.
Эхо.
Описание игры: Игровая ситуация: «Поиграем в «эхо». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
Подбери слово
Описание игры: Учитель задает ритмический рисунок трехсложного слова, называя одинаковые по звуковому составу слоги, один из которых произносится под ударением. Учащиеся придумывают слова произношение которых соответствует заданным ритмическим рисункам: та-та-та- солнышко
Та-та-та- погода
Та-та-та- красота
Выделение и распознавание звуков.
Какой звук потерялся?
Описание игры: учитель читает знакомые детям стихи. В каком-то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся.
Например: Наша Таня громко …лачет. (плачет- потерялся звук (п))
Звуковые часы.
Оборудование: модель циферблата, в котором вместо цифр по кругу размещены предметные картинки.
Описание игры. Вызванный ученик берет картинку, называет первый звук слова-названия и придумывает свое слово, которое начинается с того же звука.
Считай, не ошибись.
Оборудование: цифровые карточки.
Описание игры: Учитель произносит слово, учащиеся считают звуки в нем и цифрой показывают их количество. Тот, кто ошибся, получает фишку. Победителем является ряд, собравший меньшее количество фишек.
«Наоборотки»
Описание игры: Учитель произносит двухбуквенный открытый (или закрытый) слог и предлагает детям стать «наоборотниками», т.е. произнести слог, поменяв местами звуки. Которые его составляют: ам-ма, су-ус и т.д.
Запоминание графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами.
Буквы-подружки.
Оборудование. На доске или наборном полотне выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.
Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву-подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их веревочкой- соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.
Может быть такой вариант: оборудованием для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит быстрее всех букв-подружек.
Напиши в воздухе.
Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую-либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.
В какую коробку.
Оборудование: несколько коробок, предметные картинки, карточки букв.
Описание игры: учитель выставляет коробки и приставляет к каждой определенную букву. Вызванный ученик берёт любую из лежащих на столе тыльной стороной предметных картинок, определяет первый звук слова- названия предмета, на ней изображенного, и помещает в коробку с соответствующей буквой.
Вариант 1. Перед коробкой устанавливается не буква, а картинка. Вызванный ученик берёт карточку с буквой из числа тех, что лежат тыльной стороной на столе, определяет первый звук в словах- названиях картинок перед коробками и помещает буквенную карточку в нужную коробку.
Вариант2. Игра проводится по группам.
Вариант 3. Игра может проводиться с самым разнообразным оборудованием: каждую бусинку на свою ниточку, под каждой елочкой свои грибочки, в каждую вазочку свои цветочки, в каждую корзинку свои ягодки и т.д.