Как из одной буквы сделать другую?

 

 Описание игры: На доске написаны печатные буквы. Веселый Карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую-нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске, дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделал букву П, из Г-Т, П, Б; из Р-В, Ф; из К-Ж; из Ь-В, Б; из С-О, Ю,Ф,Я; из Ю- Н, П, Т,О.

Чтение двухбуквенных прямых открытых слогов.

Закончи предложение.

Оборудование: кассы букв.

Описание игры. Учитель, называя предложение, не договаривает последний слог последнего слова. Дети должны догадаться, каким будет этот слог, и выложить его из букв разрезной азбуки. Например: Садовник срезал ро (зу).

Над цветами летали бабочк(ки).

 Пейте, дети, моло (ко).

 Мы везем с собой ко(та).

Помоги подружиться буквам.

 Оборудование: карточки с изученными гласными и карточки и согласным звуком.

Описание игры. Учитель, сообщает ситуацию: «К нам в гости пришла новая буква. Ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. С6йчас Н поздоровается с А. Учитель по очереди подносит карточку с новым согласным к карточкам с изученными гласными и произносит создавшийся прямой открытый слог- «буквы здороваются». Дети хором повторяют слог.

Узнай слог.

 Оборудование: картонный домик с круглым слуховым окном, слоговые карточки.

Описание игры. Учитель прикладывает слоговую карточку к тыльной стороне домика таким образом, чтобы в окошке можно было видеть часть гласного. Дети узнают слог, вызванный ученик называет его. Учитель достаёт слог из-за домика, дети хором его читают.

Путаница.

 Оборудование: слоговые карточки.

 Описание игры. На наборном полотне вперемешку выставлены слоги. Вызванный ученик на верхнюю планку должен отобрать слоги с одинаковым гласным, а на нижнюю – слоги с одинаковой согласным. Потом все слоги класс читает хором.

Чтение слов и предложений.

Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слови их последние буквы:

 СЛО      З

ГЛА       М

СТО       К

ГРО       Н

КРИ      Л

ПЛО     Б

ГРИ      В

 Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

 Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.

Отгадай и прочитай.

 Оборудование: карточки слов.

 Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова (его он берет в толковом словаре), дети по значению находят нужное слово.

Например, учитель называет значение слова: «место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – АПТЕКА.

 Может быть и такой вариант игры: наборы слов можно напечатать на карточках. Класс делится на 2 группы, каждая группа получает набор слов и составляет «лишние» слова из букв и слогов кассы букв. Победителем является группа, которая раньше других справится с заданием.

Чудесный мешочек.

 Оборудование: мешочек, карточки слогов и букв.

 Описание игры. Учитель помещает в мешочек игрушку или предметную картинку и набор букв и слогов, из которых можно составить слово-название игрушки или предмета, изображённого на предметной картинке. Спросив, кто спрятался в мешочке, учитель выдает набор букв и слогов. Ученик составляет слово и, проверяя себя, достает из мешочка игрушку или предметную картинку.

 Может быть и такой вариант игры: класс делится на группы. Каждая группа получает мешочек. Победителем будет та из них, которая раньше других составит слово и достанет проверочную картинку.

Кот- лакомка.

 Оборудование: кот (картонная или мягкая игрушка).

 Описание игры. На наборном полотне слова: СОКИ, СТУК, ГРАД, КРОТ, СУШКИ и др. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Кот- лакомка любит слизывать буквы. В наших словах он слизывает их так, что получаются новые слова. Какую букву слижет кот-лакомка?» Вызванный ученик убирает нужную букву и читает новое слово: СОК, ТУК, РАД, РОТ, УШКИ.

Другим вариантом игры может быть такой: кот- лакомка уже слизал буквы (на доске слова: СОК, ТУК, РАД, УШКИ). Дети должны догадаться, какие буквы исчезли, дополнить ими слова на наборном полотне и прочитать полученные слова: СОКИ, СТУК, ГРАД, КРОТ, СУШКИ.

 Чтение слоговых таблиц.

С кочки на кочку.

Описание игры. Учитель, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Ученики хором читают указанные слоги.

Читаем цепочкой.

Договори слово.

 Описание игры. Учитель показывает слог в таблице. Дети хором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него.

Вариант 1. Вызванный ученик подходит к таблице, называет свое слово, читая его первый слог по таблице.

 Вариант 2. Ученик не только называет слово, но и набирает его из слогов таблицы, показывая их указкой.

Думай, не опаздывай.

 Описание игры. К доске выходят 2 ученика. Первый из них показывает какой-нибудь слог, второй за время, отсчитанное классом (5 хлопков), должен набрать слоги и буквы, которые могут стать продолжением слова. Класс хором называет составленное слово. Если ученик не успеет придумать и показать продолжение слова, он считается проигравшим и возвращается на своё место. Его партнёр сам показывает и читает придуманное слово, после чего продолжает игру с другими одноклассниками.

Работаем дружно.

 Описание игры. Два ученика (соседи по парте) договариваются, какое слово они покажут классу. По вызову учителя пара выходит к доске и набирает своё слово: один из них показывает начало, второй – продолжение. Читает слово весь класс хором, или его называет тот, кого попросят ученики у доски.

Расширение поля зрения.

Абракадабра.

 Оборудование: карточки с бессмысленными наборами букв.

Описание игры. Учитель показывает карточку с набором букв (количество букв на карточке от 4 до 7) в течении 2-3 секунд. Дети прочитывают, а вызванный ученик воспроизводит данный набор на доске.

Глаз- «фотограф».

Оборудование: наборное полотно и карточки букв.

 Описание игры: На небольшом переносном наборном полотне устанавливаются буквы (3-4 карточки). Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому учащемуся предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.

 На наборном полотне могут устанавливаться слоги.

Буквенные пирамиды.

Описание игры. Учитель пишет на доске или выводит на экран прямые открытые слоги, отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами одного слога постепенно увеличивается, гласный и согласный с каждым слогом всё больше отдаляются от вертикальной четы таким образом, что столбик слогов приобретает вид пирамиды.

                                 н    а

                         м                   о

                   т                                  у

               с                                           и

         л                                                     ы

  р                                                                  а

Вызванный ученик должен «спуститься» с пирамиды или «взобраться» на неё: прочитать слоги вниз или снизу вверх. Тот, кто сделает это ритмично, без длительных остановок, получает фишку.

 Игра может проводиться со всем классом: дети читают слоги хором.
 Вдоль вертикальной линии печатными буквами записываются слова:

                               На  та

                        лу               на

                   ку                          ры

              ли                                   са

         са                                             ни

    ко                                                       ни

 ла                                                                     па

Пирамида расширяется не только за счет увеличения расстояния между слогами. Постепенно усложняется буквенная структура слогов увеличивается их объем.

                                       но       ты

                                 ша                 лаш

                          пли                            та

                     ко                                         мар

                коти                                                ки

            лап                                                         ки

       ту                                                                      ман

кар                                                                                  тон

При чтении слогов и слов в пирамидах необходимо соблюдать очень важное требование: учащиеся должны фиксировать взгляд на вертикальной линии, а буквы и слоги стараться видеть боковым зрением. Только про таком условии упражнения будут содействовать расширению поля зрения.

 Организация коллективного взаимодействия. Обогащение опыта коллективной жизни.


Пишем печатаем.

 Описание игры. Учитель называет буквы (слоги, слова). Ученики работают парами: один пишет печатные, а другой- одноимённые рукописные буквы на общем листке бумаги.

Читаем слог.

 Оборудование: слоговая таблица.

Описание игры. К доске вызываются 2 ученика. Один из них молча показывает на слоговой таблице согласный, другой гласный. Потом они вместе произносят и показывают слог на пересечении горизонтали и вертикали.

«Ремонт» слов.

 Оборудование: предметные картинки, кассы букв.

Описание игры. Каждый ученик получает в конверте одну- две предметные картинки, составляет из букв разрезной азбуки слова с названиями изображённых на них предметов- и переставляет местами буквы. Потом ученики обмениваются картинками и наборными полотнами, чтобы «отремонтировать» слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: