Результаты обучения и критерии оценивания

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Техническое и профессиональное образование

 

Регистрационный№ __                                           

«___» ________ 20__г.                           

 

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(наименование дисциплины)

 

(общественно-гуманитарное направление)

 

 

На базе основного среднего образования

 

 

Семей 2020

Программа рассмотрена и рекомендована учебно-методическим объединением по общеобразовательным дисциплинам общественно-гуманитарного направления

Протокол №   2 от «03»    июля   20 20 г.

 

 

Программа рассмотрена и одобрена Республиканским учебно-методическим советом технического и профессионального, послесреднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан

Протокол №   1  от «15  »     июля  20 20 г.

Содержание

 

     
     
1. Пояснительная записка 4
2. Тематический план учебной дисциплины 7
3. Результаты обучения и критерии оценивания                                                   9
4. Перечень литературы и средств обучения      28
     


Пояснительная записка

 

Типовая учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами образования всех уровней, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 604 от 31 октября 2018 года и типовыми учебными планами начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 500 от 8 ноября 2012 года.

Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях».

Программа по предмету «Русская литература» способствует становлению мировоззрения обучающегося, дает возможность пользоваться информацией различных сфер: социально-культурной, социально-экономической, социально-юридической, научно-технической, учебно-профессиональной; помогает ориентироваться в общемировом образовательном пространстве. 

Цель обучения учебной дисциплины: «Русская литература» - формирование духовных ценностей человека, готового к саморазвитию и самосовершенствованию, воспитывание компетентного, критически мыслящего читателя, способного анализировать идейно-художественное содержание, учитывая социально-исторический и духовно-эстетический аспекты произведения.

Задачи учебной программы:

1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской литературы, рассматривая ее взаимосвязи с казахской и мировой литературой и культурой;

2) воспитывать патриотизм, гражданственность, активную жизненную позицию на основе общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» средствами художественной литературы;

3) формировать понимание ценности литературы как духовного наследия в условиях глобализации современного мира;

4) совершенствовать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения,умозаключенияи выводы на основе анализа произведений;

5) формировать духовную и интеллектуальную потребность читать,совершенствовать навыки критического чтения и интерпретации текста, развиваятворческие способности каждого обучающегося;

6) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания, анализа идейно-художественного, социально-исторического и духовно-эстетического аспектов произведений различных жанров;

7) совершенствовать навыки оценивания содержания произведения, литературно-критических статей в устной или письменной форме, проявляя компетентность в области исследовательской культуры;

8) совершенствовать способности контекстного рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели.

Содержание учебного предмета составляют 3 раздела: «Понимание и ответы по тексту», «Анализ и интерпретация текста», «Оценка и сравнительный анализ».

Раздел «Понимание и ответы по тексту» включает следующие подразделы:

1) понимание терминов;

2) понимание художественного произведения;

3) чтение наизусть и цитирование;

4) составление плана;

5) пересказ;

6) ответы на вопросы.

Раздел «Анализ и интерпретация текста» включает следующие подразделы:

1) жанр;

2) тема и идея;

3) композиция;

4) анализ эпизодов;

5) характеристика героев;

6) художественный мир произведения в разных формах представления;

7) отношение автора;

8) художественно-изобразительные средства;

9) творческое письмо.

Раздел «Оценка и сравнительный анализ» состоит из следующих разделов:

1) оценивание художественного произведения;

2) сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства;

3) сопоставление произведений литературы;

4) оценивание высказываний.

Содержание учебной дисциплины «Русская литература» организовано по разделам обучения.

Содержание учебной дисциплины включает следующие разделы:

¾ Лишние люди;

¾ Герой нашего времени;

¾ Человек и право;

¾ Семейные ценности;

¾ Человек в эпоху перемен;

¾ Человек в эпоху тоталитарного режима;

¾ Война в судьбах людей;

¾ Тема нравственного выбора

При создании рабочих учебных программ организация технического и профессионального образования имеет право:

¾ выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и виды контроля учебного процесса;

¾ распределять общий объем часов учебного времени на разделы и темы (от объема часов, выделенного на изучение дисциплины);

¾ изменять последовательность разделов и тем дисциплины, основываясь на конкретных аргументах и фактов.

В зависимости от требований работодателей и местных условий, можно изменить с целью углубления и расширения перечня разделов и тем путем внедрения регионального компонента.

 



Тематический план

 

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество учебного времени

Всего

Занятия

Теоретические Практи ческие

IРаздел. Лишние люди

* * *
 

Тема 1.1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

     
 

Тема 1.2. И.А. Гончаров «Обломов»

     

IIРаздел. Герой нашего времени

* * *
3.

Тема 2.1. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

     
4.

Тема 2.3. Ч.Айтматов «Плаха»

     

IIIРаздел. Человек и право

* * *
 

Тема 3.1. Ф.Достоевский «Преступление и наказание»

     
 

Тема 3.4. Н.А. Островский «Бесприданница».

     

IV Раздел. Семейные ценности

* * *
7.

Тема 4.1. Л.Н. Толстой. «Война и мир».

     
8.

Тема 4.4. А. В. Вампилов «Старший сын».

     

Раздел V. Человек в эпоху перемен

* * *
9.

Тема 5.1. Р. Бредбери «Улыбка».

     
10.

Тема 5.3. Б.Пастернак «Доктор Живаго».

     
11.

Тема 5.4. С.Есенин. Лирика.

     
12.

Тема 5.5. С.Есенин. Поэма «Анна Снегина»

     
13.

Тема 5.6. А.Блок Стихи из сборника «Страшный мир», цикл «Стихи о Прекрасной даме».

     
14.

Тема 5.7. А.Блок. Поэма «Двенадцать»

     

VIРаздел. Человек в эпоху тоталитарного режима

* * *
15.

Тема 6.1. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

     
16.

Тема 6.4. А.Рыбаков «Дети Арбата»

     
17.

Тема 6.6. А.Ахматова.Лирика

     
18.

Тема 6.7. А.Ахматова «Реквием»

     
19.

Тема 6.8. Е.Замятин «Мы»

     

VIIРаздел. Война в судьбах людей

* * *
20.

Тема 7.1. В.Быков «Сотников»

     
21.

Тема 7.2. Тема Великой Отечественной войны в творчестве казахстанских авторов Г. Мусрепов «Солдат из Казахстана»

     
22.

Тема 7.3. Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие»

     
23.

Тема 7.4. В.Л. Кондратьев «Сашка»

     
24.

Тема 7.5. Е.М. Ремарк «Три товарища»

     
25.

Тема 7.7. Военная тематика в лирике Д.Самойлова.

     
26.

Тема 7.8. Н.А. Заболоцкий. Лирика.

     
27.

Тема 7.9. Е. Евтушенско. Стихи о войне

     
28.

Тема 7.10. Военная тематика в лирике Б.Окуджава.

     
29.

Тема 7.11. В.С. Высоцкий. Стихи о войне

     
30.

Тема 7.12. А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

     

VIIIРаздел. Тема нравственного выбора

* * *
31.

Тема 8.1. А.В. Вампилов «Утиная охота»

     
32.

Тема 8.2. О.Сулейменов. Лирика.

     
33.

Тема 8.3. А.Горький «Старуха Изергиль»

     

Всего по дисциплине

(по кредиту)

90 56 34
           

 



Результаты обучения и критерии оценивания

Наименование раздела Содержание раздела Результат обучения Критерии оценки

1.

Лишние люди

 

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Образы «лишних людей» в русской литературе. Творческая история романа «Евгений Онегин». Жанр и композиция романа. Пушкинская эпоха в романе. Образы Евгения Онегина и Ленского. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Образ автора в произведении. Роман и его герои в оценке В.Г. Белинского. Значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы и культуры. Переводы произведений А.С. Пушкина на казахский язык. Отражение творчества А.С. Пушкина в мировом искусстве. Венок Пушкину в поэзии XIX-XX вв.

 

 И.А. Гончаров «Обломов». История создания романа «Обломов», жанр и композиция произведения, особенности построения произведения.

Обломов и Штольц, Ильинская и Пшеницына, противопоставление героев в романе. Проблематика романа. Понятие «обломовщина». Роман Гончарова в оценке Н.А. Добролюбова (статья «Что такое обломовщина?») и Д.И. Писарева

 

1) Понимать термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман в стихах, психологизм, фабула; 1) Различает литературоведческие термины, связанные с произведениями А.С. Пушкина и А. Гончарова 2) Использует в литературоведческом анализе произведений термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман в стихах, фабула
2) Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному 1) Анализирует художественное произведение 2) Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении
3) Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции; 1) Аргументирует авторскую позицию 2) Воспроизводит наизусть цитаты из произведений А.Пушкина, А. Гончарова при анализе
4) Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме и образах. 1) Строит доказательное высказывание с опорой на текст произведения. 2) Высказывает свое отношение к теме произведения и системе персонажей
5) Определять жанр и его признаки (роман-эпопея, роман в стихах, психологический роман и др.), особенности философской лирики;   1) Выделяет и различает основные литературные жанры и их признаки (роман в стихах, психологический роман и др.). 2) Выявляет художественное своеобразие философской лирики
6) Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;   1) Составляет характеристику действующих лиц произведения 2) Обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа
7) Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять их воздействие на читателя.   1) Выделяет способы создания художественных образов произведения 2) Находит в тексте изобразительно-выразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса и раскрывает их роль в произведении

2.

Герой нашего времени

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».Образ современника в литературе XIX-XX вв. Личность М.Ю. Лермонтова. Поэтические источники романа М.Ю. Лермонтова. Образ Печорина. Человек трагической судьбы. Женские образы в романе. Жанр и композиция. Художественное своеобразие романа.

 

 Ч.Айтматов «Плаха». История создания романа, тематика и проблематика произведения. Сюжетные линии романа, их взаимосвязь: история Авдия, и история семьи волков. Особенности композиции произведения. Главные герои и их противники в романе. Судьба Авдия - урок живущим на Земле. Проблема духовности в произведении. Актуальность романа «Плаха» в наши дни. Авдий – «герой нашего времени»?!

 

1) Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному 1) Анализирует художественное произведение 2) Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении
2) Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции; 1) Аргументирует авторскую позицию 2) Воспроизводит наизусть цитаты из произведений М.Ю. Лермонтова, Ч.Айтматова при анализе
3) Составлять план сочинения на литературные и свободные темы;   1) Пишет сочинения на литературные темы, используя план  2) Планирует и создает письменные работы на свободные темы с опорой на план
4) Пересказывать текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание и используя образные средства. 1) Передает содержание текста произведения или фрагмента путем творческого воспроизведения 2) Применяет изобразительно-выразительные средства при передаче содержания
5) Определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев; 1) Выделяет особенности построения произведения, тему, идею 2) Выявляет роль композиции в создании художественных образов произведения
6) Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;   1) Составляет характеристику действующих лиц произведения 2) Обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа
7) Анализировать художественный мир произведения, представляя идею или взаимоотношения героев в различных формах представления информации (символы, формулы, законы, буктрейлеры);   1) Определяет основные особенности художественного произведения. 2) Презентует идейно-художественное своеобразие произведения через символы, формулы, законы, буктрейлеры
8) Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста;   1) Выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики. 2) Раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения. 3) Строит устные и письменные монологические высказывания
9) Писать творческие работы (эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации) логично и последовательно, опираясь на литературный материал, используя точный и образный язык, выражая свое мнение об актуальности произведения.   1) Создает эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации по прочитанным произведениям 2) Применяет изобразительно-выразительные средства языка 3) Высказывает свое отношение о значимости прочитанного произведения в творческих работах.
10) Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия. 1) Выделяет сходство и различие художественного произведения с произведениями других жанров искусства. 2) Определяет и дает оценку эмоциональному воздействию произведения на читателя

3.

Человек и право

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Тема «человек и право» в литературе. Философия Ф.М.Достоевского. Ф.М. Достоевский в Казахстане. Переписка Ч. Валиханова с Ф.М. Достоевским. Герои произведения. Сюжет и композиция романа.

Числовая символика романа «Преступление и наказание». Система персонажей в романе. Женские образы в романе «Преступление и наказание». Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». Значение творчества Ф.М. Достоевского.

 Н.А. Островский «Бесприданница».История создания и сценическая судьба произведения. Образ Ларисы Огудаловой. Тема торга и власти денег. Паратов и Вожеватов. Паратов и Карандышев. Композиция пьесы «Бесприданница». Экранизация пьесы Островского.

 

1) Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции; 1) Аргументирует авторскую позицию 2) Воспроизводит наизусть цитаты из произведений Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского при анализе
2)Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме и образах. 1) Строит доказательное высказывание с опорой на текст произведения. 2) Высказывает свое отношение к теме произведения и системе персонажей
3) Определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста 1) Выделяет художественные особенности текста. 2) Вычленяет тему и проблему произведения на основе его анализа.
4) Анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла; 1) Интерпретирует значение эпизода для раскрытия авторского замысла 2) Исследует произведения с целью определения его идеи, художественных особенностей
5) Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей; 1) Составляет характеристику действующих лиц произведения 2) Обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа (пьесы)
6) Анализировать художественный мир произведения, представляя идею или взаимоотношения героев в различных формах представления информации (символы, формулы, законы, буктрейлеры);   1) Определяет основные особенности художественного произведения. 2) Презентует идейно-художественное своеобразие произведения через символы, формулы, законы, буктрейлеры
7) Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста. 1) Выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики. 2) Раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения. 3) Строит устные и письменные монологические высказывания
8) Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя общие и отличительные признаки.  1) Сравнивает текст или его фрагменты с другими произведениями 2) Определяет воздействия произведений на читателя. 3) Устанавливает сходства и различия произведений (или их фрагментов)

4.

Семейные ценности

 

 Л.Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в русской литературе. Семья Л.Н. Толстого. Роман–эпопея «Война и мир». Жанровая специфика романа-эпопеи. Знакомство с героями романа. Система образов. Образ Наташи Ростовой. Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского. Историческая основа романа. Характеристика Наполеона Бонапарта, Михаила Кутузова. Композиция романа «Война и мир». Л.Н. Толстой и мировая литература.

 

 А. В. Вампилов «Старший сын». Русская драматургия ХХ века. Биография и творческий путь А.Вампилова. Своеобразие драматургии автора. Пьеса «Старший сын». Система образов произведения. Тематика и проблематика пьесы. Актуальность произведения Вампилова в наши дни.

 

1) Понимать термины: золотой век, мотив, роман-эпопея, психологизм, фабула 1) Различает литературоведческие термины, связанные с произведениями Л.Толстого, А.Вампилова 2) Использует в литературоведческом анализе произведений термины: роман-эпопея, психологизм, фабула
2) Составлять план сочинения на литературные и свободные темы;   1) Пишет сочинения на литературные темы, используя план  2) Планирует и создает письменные работы на свободные темы с опорой на план
3) Пересказывать текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание и используя образные средства. 1) Передает содержание текста произведения или фрагмента путем творческого воспроизведения 2) Применяет изобразительно-выразительные средства при передаче содержания
4) Определять жанр и его признаки (роман-эпопея, роман в стихах, психологический роман и др.), особенности философской лирики; 1) Выделяет и различает основные литературные жанры и их признаки (роман-эпопея, психологический роман и др.). 2) Выявляет художественное своеобразие философской лирики
5) Определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев; 1) Выделяет особенности построения произведения, тему, идею 2) Выявляет роль композиции в создании художественных образов произведения
6) Анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла; 1) Интерпретирует значение эпизода для раскрытия авторского замысла 2) Исследует произведения с целью определения его идеи, художественных особенностей
7) Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;   1) Составляет характеристику действующих лиц произведения 2) Обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа (пьесы)
8) Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять их воздействие на читателя. 1) Выделяет способы создания художественных образов произведения 2) Находит в тексте изобразительно-выразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса и раскрывает их воздействие на читателя
9) Писать творческие работы (эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации) логично и последовательно, опираясь на литературный материал, используя точный и образный язык, выражая свое мнение об актуальности произведения. 1) Создает эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации по прочитанным произведениям 2) Применяет изобразительно-выразительные средства языка 3) Высказывает свое отношение о значимости прочитанного произведения в творческих работах.
10) Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия. 1) Выделяет сходство и различие художественного произведения с произведениями других жанров искусства. 2) Определяет и дает оценку степени эмоционального воздействия произведения на читателя.
11) Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности и эмоционального воздействия на слушателя или читателя. 1) Характеризует диалогические и монологические высказывания на основе раскрытия темы, понимания построения произведения, его стиля.  2) Излагает содержание произведения с соблюдением логической последовательности и правильности

5.

Человек в эпоху перемен

.

 

 

 Р. Бредбери «Улыбка». Р. Бретбери. Творческий путь. Значимость культурных ценностей на примере рассказа Р. Брэдбери «Улыбка». Истинные и ложные ценности; Образ Тома и Григсбири.

 

 Б.Пастернак «Доктор Живаго». Творческая история «Доктора Живаго» как характерный советский пример подавления творческой свободы художника. Роман-повествование о судьбах интеллигенции в годы катастрофических, социальных потрясений русской истории начала 1900-х - конца 1920-х гг., исповедь большого художника и гражданина, разоблачающего «историческую порчу времени» в эпоху советского тоталитаризма. Христианские идеалы писателя.

 

С.Есенин. Лирика.Лирика: «Край, любимый...», «Устал я жить в родном краю...», «Небесный барабанщик». «Я последний поэт деревни...», ««Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ)...», «До свиданья, друг мой, до свиданья», «Я усталым таким еще не был...», «Русь», «Русь советская». «Письмо к женщине», «Письмо матери» (но выбору преподавателя); поэма «Анна Снегина». Основные этапы творческого пути. Лирика как исповедь человека переходной эпохи. Родина и революция, ожидание крестьянского патриархально-общинного рая - Ионии. Разочарование в большевистском социализме. Мотивы кабацкой горечи, покаяния, бунта, одиночества и предчувствия близкого конца. Стремление найти компромисс новой жизнью и его крах: «Отдам всю душу Октябрю и Маю, / По только лиры милой не отдам». Ощущение единства с народом в результате революционных преобразований города и деревни.

 

С.Есенин. Поэма «Анна Снегина» Поэма «Анна Снегина» - горькое свидетельство социально-духовного одиночества поэта в новое время. История создания поэмы. Тема родины, социальных преобразований, любви в поэме. Образ Анны Снегиной. Образы Лабути и Прона. Лирический герой.

 

 А.Блок.Стихи из сборника «Страшный мир», цикл «Стихи о Прекрасной даме». Лирика: «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Россия». «Девушка пела в церковном хоре...», «О, я хочу безумно жить...», «О, весна без конца и без краю...», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На поле Куликовом», «Скифы», «Пушкинскому Дому» (по выбору преподавателя); Лирические циклы в поэзии А.Блока. Основные мотивы и образы. Тема поэта. Образ «страшного мира». Россия в стихах А.Блока.

 

А.Блок. Поэма «Двенадцать». Поэма «Двенадцать» и интерпретация ее идей и образов современниками, критиками, литературоведами. Тема революции в творческой биографии поэта. А.Блок в воспоминаниях современников.

1) Понимать термины: ретроспекция, серебряный век, имажинизм, символизм, акмеизм, футуризм 1) Различает литературоведческие термины, связанные с произведениями поэтов «серебряного века» 2) Выделяет особенности поэзии символистов, акмеистов, футуристов
2) Давать оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя собственное отношение к идее, героям в форме устных и письменных высказываний 1) Определяет нравственную и эстетическую ценность произведения. 2) Создает устные и письменные высказывания 3) Приводит доказательства в подтверждение собственных мыслей по прочитанному произведению 
3) Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции; 1) Аргументирует авторскую позицию 2) Воспроизводит наизусть цитаты из произведений поэтов «серебряного века»
4) Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов 1) Строит доказательное высказывание с опорой на текст произведения. 2) Высказывает свое отношение к теме произведения и системе персонажей
5) Определять жанр и его признаки (синкретический жанр), особенности лирики серебряного века 1) Выделяет и различает основные жанры лирики. 2) Определяет принадлежность лирического произведения к одному из направлений литературы «серебряного века» 3) Раскрывает художественное своеобразие произведений Р.Бредбери, Б.Пастернака, С.Есенина, А.Блока
6) Определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов 1) Анализирует художественное произведение. 2) Устанавливает значение эпизода в структуре произведения.
7) Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения 1) Составляет характеристику действующих лиц произведения 2) Обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа (поэмы)
8) Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением 1) Выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики. 2) Раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения. 3) Строит устные и письменные монологические высказывания
9) Анализировать средства и приемы создания образов, художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор   1) Выделяет способы создания в произведении художественного пространства и времени. 2) Находит в тексте выразительные средства и фигуры речи 3) Обосновывает использование автором фигур речи и выразительных средств языка

6.

Человек в эпоху тоталитарного режима

 М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Сюжет и композиция романа. «Дьяволиада» в творчестве М. Булгакова. Образ Воланда. Суд нравственности в романе.

Ершелаимская линия в романе. Образы Иешуа и Понтия Пилата. Булгаковская трактовка библейского сюжета. Образ Мастера. Тема свободы творчества в романе. Образ Маргариты. Тема любви в романе.

 

 А.Рыбаков «Дети Арбата».История создания романа. Противостояние личностей. Философия власти: роль Сталина в предвоенный период развития общества; Образ Сталина в романе. Молодое поколение в романе.Саша Панкратов - символ молодости страны.

 

 А.Ахматова. Лирика. Трагедийность мироощущения и внутреннее мужество ахматовской поэзии. Эволюция образа лирической героини -женщины трагической эпохи, поэта, противостоящего тоталитаризму и вдохновляющего современника па духовную стойкость.

 

 А.Ахматова. «Реквием». Эпическая тема малой (личной) и большой истории в «Реквиеме», слияние судьбы поэта с судьбой народа.

 

 Е.Замятин. «Мы».Гражданское и художественное еретичество писателя. Восприятие социального заката как необходимость говорить правду о своем времени. Творческая история «Мы» как «возвращенного» произведения. Жанровые особенности: антиутопия, политический памфлет на крепнущий советский тоталитаризм. Западные преемники П.И.Замятина - О.Хаксли («О, этот новый мир»), Дж.Оруэлл («1984»), А. Кестлер («Слепящая тьма»). Теория литературы. Понятия «антиутопия» и «памфлет».

 

1) Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному 1) Анализирует художественное произведение. 2) Определяет влияние исторической эпохи на создание произведения автором и его содержание 3) Высказывает собственное мнение по прочитанному произведению.
2) Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции 1) Определяет в произведении фразы и эпизоды, отражающие мнение автора. 2) Воспроизводит наизусть цитаты, фрагменты, раскрывающие проблему произведения и авторское отношение к персонажам, идее произведения
3) Составлять план эссе, критической статьи, сочинения на литературные и свободные темы 1) Пишет сочинения на литературные темы, используя план  2) Планирует и создает письменные работы на свободные темы с опорой на план
4) Пересказывать текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание, сохраняя авторское своеобразие 1) Передает содержание произведения или фрагмента путем творческого воспроизведения 2) Воссоздает стиль изложения, присущий автору, при передаче содержания текста
5) Определять жанр и его признаки (синкретический жанр), особенности военной поэзии, бардовской песни 1) Выделяет и различает основные литературные жанры и их признаки 2) Выявляет художественное своеобразие военной поэзии, бардовской песни
6) Определять роль композиции в раскрытии авторского замысла (тематики, проблематики, образов героев); 1) Различает композиционные элементы произведения. 2) Устанавливает роль структуры произведения в передаче главной мысли, характеристике персонажей
7) Определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов 1) Анализирует художественное произведение. 2) Выделяет художественные особенности текста 3)Устанавливает значение фрагмента в структуре произведения.
8) Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения 1) Составляет характеристику действующих лиц произведения 2) Обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа (поэмы)
9) Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением 1) Выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики. 2) Раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения. 3) Строит устные и письменные монологические высказывания
10)Писать творческие работы (эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации) логично и последовательно, опираясь на литературный материал, используя точный и образный язык, выражая свое мнение об актуальности произведения. 1) Создает эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации по прочитанным произведениям 2) Применяет изобразительно-выразительные средства языка 3) Высказывает свое отношение о значимости прочитанного произведения в творческих работах.
11) Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия. 1) Выделяет сходство и различие художественного произведения с произведениями других жанров искусства. 2) Определяет и дает оценку степени эмоционального воздействия произведения на читателя.

7.

Война в судьбах людей

 В. Быков «Сотников». История создания. Проблема нравственного выбора в повести. Образы Сотникова и Рыбака.

 

Тема Великой Отечественной войны в творчестве казахстанских авторов Г. Мусрепов «Солдат из Казахстана». Тема войны в творчестве казахстанских авторов. Казахстанцы на фронтах ВОВ. Г. Мусрепов. «Солдат из Казахстана» Образ Кайруша Сарталеева и его боевых товарищей. Тема героизма и патриотизма в повести.

 

Б.Васильев «А зори здесь тихие». История создания повести. Образы девушек-зенитчиц и старшины Васкова. Тема героизма, патриотизма и исторической пямяти в повести.

 

 В.Кондратьев «Сашка». История создания. Композиция. Проблема нравственного выбора в эктремальных условиях. Образ Сашки.

 

 Е.М. Ремарк «Три товарища» Тема дружбы, любви, тема эмигрантов, нового поколения, смены власти; война глазами молодого солдата.

Судьбы главных героев - Роберта Локампа, Готфрида Ленца и Отто Кестера.

 

 Военная тематика в лирике Д.Самойлова. Жизнь и творчество Д.Самойлова. Стихотворения о Великой Отечественой войне с творчестве поэта.

Тема 7.7 Н.Заболоцкий. Лирика. Драматизм судьбы поэта. Основные мотивы творчества. ВОВ в стихах поэта.

 

Е.Евтушенко.Стихи о войне. Поэзия эпохи оттепели. «Эстрадная поэзия» Эстрадная поэзия как демократический массовый вид искусства. Е.Евтушенко. страницы биографии, основные мотивы лирики. Военная тема в творчестве поэта.

 

 Военная тематика в лирике Б.Окуджавы. «Бардовская поэзия». Б.Окуджава. жизнь и творчество. Стихи о войне.

 

 В.С.Высоцкий. Стихи о войне. «Бардовская поэзия». Очерк жизни и творчества. Тема войны в творчестве В.Высоцкого.

 

 А.Т.Твардовский «Василий Теркин». «Василий Теркин» - народная книга о жестокой войне, об испытании человека на человечность. Теркин - русский национальный характер, носитель и защитник «правды сущей», добра и народного исторического оптимизма.

1) Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному 1) Анализирует художественное произведение. 2) Определяет влияние исторической эпохи на создание произведения автором и его содержание 3) Высказывает собственное мнение по прочитанному произведению.
2) Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции 1) Определяет в произведении фразы и эпизоды, отражающие мнение автора. 2) Воспроизводит наизусть цитаты, фрагменты, раскрывающие проблему произведения и авторское отношение к персонажам, идее произведения
3) Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов 1) Строит доказательное высказывание с опорой на текст произведения. 2) Высказывает свое отношение к теме произведения и системе персонажей
4) Определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста 1) Выделяет художественные особенности текста. 2) Выявляет тему и проблему произведения на основе его анализа.
 5) Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения 1) Составляет характеристику действующих лиц произведения 2) Обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре романа повести, поэмы
6) Анализировать художественный мир произведения, представляя произведения в различных формах (инсценировка, буктрейлер) 1) Определяет основные особенности художественного произведения. 2) Презентует идейно-художественное своеобразие произведения через символы, формулы, законы, буктрейлеры
7) Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением 1) Выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики. 2) Раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения. 3) Строит устные и письменные монологические высказывания
8) Анализировать средства и приемы создания образов, художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор 1) Выделяет способы создания в произведении художественного пространства и времени. 2) Находит в тексте выразительные средства и фигуры речи 3) Обосновывает использование автором фигур речи и выразительных средств языка
9) Давать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической ценности, авторских приемов, объясняя собственное отношение к проблематике текста в форме устных и письменных высказываний 1) Определяет нравственную и эстетическую ценность произведения. 2) Создает устные и письменные высказывания и аргументирует свое отношение к идее и проблеме текста
10) Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы    с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов 1) Сравнивает текст или его фрагменты с другими произведениями 2) Определяет воздействия произведения на читателя. 3) Устанавливает сходства и различия произведений или фрагментов

8.

Тема нравственного выбора

 А.В. Вампилов «Утиная охота». Жанр «серьезной комедии», пьесы-притчи. Испытание человека бытом, мотив духовного падения человека в пьесе «Утиная охота». «Синдром» Зилова - исследование опустошенной души, саморазрушения личности. Значение открытого финала «Утиной охоты».

 

О.Сулейменов. Лирика. Творческая судьба О. Сулейменова: геолог, ставший поэтом, поэт, ставший филологом, общественным деятелем и дипломатом. Лирика: «Разлив». «Айналайн», «Мать», «Реплика Нехристя И-Бо, идеалиста», «Одна война закончилась другой», «Минута молчания на краю света», «А. Вознесенскому», «Земля, поклонись Человеку!» (по выбору преподавателя); исследование «Аз и Я» {фрагменты). Поэтическое проникновение в глубь истории и культуры Казахстана. «История и истина не одно и то же» - стремление отстоять правду истории и современности. «Земля, поклонись Человеку!» - взволнованный лирический монолог-размышление о прошлом как долгом и трудном пути человечества в космос, в эру братства, мудрости и мира.

 

А.Горький «Старуха Изергиль».Легенда и реальность в рассказе. Образ Данко и Ларры. Жизнь Изергиль. Тема свободы в рассказе. Романтический пафос ранних рассказов Горького.

 

1) Понимать термины: ретроспекция, серебряный век, имажинизм, символизм, акмеизм, футуризм 1) Различает литературоведческие термины, связанные с произведениями А. Вампилова, О.Сулейменова, А.М. Горького 2) Применяет литературоведческие термины при анализе произведений
2) Составлять план эссе, критической статьи, сочинения на литературные и свободные темы 1) Пишет сочинения на литературные темы, используя план  2) Планирует и создает письменные работы на свободные темы с опорой на план
3) Пересказывать текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание, сохраняя авторское своеобразие 1) Передает содержание произведения или фрагмента путем творческого воспроизведения 2) Воссоздает стиль изложения, присущий автору, при передаче содержания текста
4) Определяет тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста 1) Выделяет художественные особенности текста. 2) Выявляет тему и проблему произведения на основе его анализа.
 5) Определять роль композиции в раскрытии авторского замысла (тематики, проблематики, образов героев) 1) Различает композиционные элементы произведения. 2) Устанавливает роль структуры произведения в передаче главной мысли, характеристике персонажей
6) Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения 1) Составляет характеристику действующих лиц произведения 2) Обосновывает роль и значение действующих лиц в структуре поэмы, пьесы, рассказа
7) Анализировать художественный мир произведения, представляя произведения в различных формах (инсценировка, буктрейлер); 1) Определяет основные особенности художественного произведения. 2) Презентует идейно-художественное своеобразие произведения через символы, формулы, законы, буктрейлеры
8) Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением 1) Выявляет отношение автора к действующим лицам произведения через описания, действия, поступки, портретные характеристики. 2) Раскрывает авторское отношение к персонажам с опорой на текст произведения. 3) Строит устные и письменные монологические высказывания
9) Писать творческие работы (эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации) логично и последовательно, опираясь на литературный материал, используя точный и образный язык, выражая свое мнение об актуальности произведения. 1) Создает эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации по прочитанным произведениям 2) Применяет изобразительно-выразительные средства языка 3) Высказывает свое отношение о значимости прочитанного произведения в творческих работах.
10) Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия. 1) Выделяет сходство и различие художественного произведения с произведениями других жанров искусства. 2) Определяет и дает оценку степени эмоционального воздействия произведения на читателя.
11) Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности и эмоционального воздействия на слушателя или читателя. 1) Характеризует диалогические и монологические высказывания на основе раскрытия темы, понимания построения произведения, его стиля.  2) Излагает содержание произведения с соблюдением логической последовательности и правильности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: