Урок 2 2. Африканская сказка «Гиена и черепаха». Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

Цель: познакомить со сказками разных народов, отражающи­ми общие проблемы, задающими одни и те же вопросы, объяс­няющими одни и те же явления природы, но по-разному.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания: 2—3 учащихся пересказывают сказку «Откуда пошли болезни и лекарства».)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Какое интересное открытие вы сделали, читая сказочную историю? (Эта древняя сказка объясняет, почему у лягушки

Digitized by Google

и бурундука такая внешность и откуда пошли болезни и ле­карства.)

— Вспомните тему очередного занятия клуба. Как вы ее по­няли?

— Что же мы будем учиться сравнивать? (Сказки разных народов.)

Что ж предстоит нам сегодня открыть?

Сказки разных народов сравнить.

Какие отличия сказки таят?

Какие тайны они хранят?

Есть ли схожие в них черты?

На эти вопросы ответим мы.

Сегодня мы познакомимся еще с двумя народными сказками и сравним их.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 67 и прочитайте название первой сказочной истории. («Гиена и черепаха».)

— Кто ее сочинил? (Африканский народ.)

— Найдем на карте мира Африку.

— Найдите в тексте слова, требующие обращения к толковому словарю.

— Кто знает, как выглядит гиена?

(Учитель выставляет картинку с изображением гиены.)

— Опишите ее внешний вид.

— Прочитаем африканскую сказку и узнаем, как в ней объяс­няется внешний вид гиены.

(Учитель читает сказку.)

— Как же в этой сказочной истории объясняется внешний вид гиены? Внешний вид еще какого животного объясняет эта сказка? (Леопарда.)

(Учитель выставляет картинку с изображением леопарда.)

— Расскажите, как он получил этот окрас.

— Можно ли отнести эту сказочную историю к самым древним сказкам? (Да, так как в ней объясняется, почему у животных такой внешний вид.)

— Как вы поняли, почему же черепаха по-разному раскрасила этих животных? Перечитайте сказку самостоятельно и най­дите в ней объяснение. (Улеопарда доброе сердце, а у гиены злое.)

(Учитель читает текст на с. 69.)

— Чему учит эта сказка? (Она учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет возна­граждено.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Михаил Потапович предложил послушать отрывок из еще одной самой древней сказки. Прочитайте ее название. («На­рядный бурундук».)

— Кто ее сочинил? (Алтайский народ.)

— Найдем на карте мира место, откуда пришла к нам эта сказка.

— О чем говорит название? Предположите, о чем эта сказка. (О том, как бурундук стал нарядным.)

(Учитель читает отрывки из сказки и слова Михаила Потапо- вича на с. 69—70.)

— Что же объясняет эта сказка? (Происхождение полосок на шкурке бурундука.)

— В какой сказочной истории тоже объясняется, почему у бу­рундука на шкурке полоски? («Откуда пошли болезни и ле­карства».)

— Какой народ ее сочинил? (Индейцы Северной Америки.)

— Сравните два объяснения.

• В сказке индейцев бурундук получил полоски от зверей, так как они на него рассердились и исполосовали когтями.

• В сказке алтайского народа — в подарок от медведя за работу.

Мишу волнуют два вопроса:

1. Почему и индейцев Северной Америки, и людей, живших на Алтае, волновало, как выглядит бурундук?

2. Почему это по-разному объясняется?

— Вы можете ответить на эти вопросы? Если трудно, то по­слушайте объяснение Михаила Потаповича.

(Учитель читает объяснение на с. 71.)

— Что вы поняли? (Люди в разных уголках земного шара вели похожий образ жизни, поэтому и их сказочные истории по­хожи, но на похожие вопросы они отвечали по-разному.)

(Чтение текста на с. 71 и обсуждение слов Михаила Потапо­вича.)

— Как называется начало сказки? (Зачин.)

— Что вы поняли? (Зачины сказочных историй у разных народов бывают очень похожими.)

VII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились? Какие от­крытия сделали?

— Какое настроение осталось после знакомства с этими про­изведениями?

— Вы хотели бы продолжить знакомиться со сказками разных народов?

Домашнее задание

1. Читать сказки по ролям (учебник, с. 67—70).

2. Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: