Цель: познакомить со сказками разных народов, отражающими общие проблемы, задающими одни и те же вопросы, объясняющими одни и те же явления природы, но по-разному.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания: 2—3 учащихся пересказывают сказку «Откуда пошли болезни и лекарства».)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Какое интересное открытие вы сделали, читая сказочную историю? (Эта древняя сказка объясняет, почему у лягушки
Digitized by Google
и бурундука такая внешность и откуда пошли болезни и лекарства.)
— Вспомните тему очередного занятия клуба. Как вы ее поняли?
— Что же мы будем учиться сравнивать? (Сказки разных народов.)
Что ж предстоит нам сегодня открыть?
Сказки разных народов сравнить.
Какие отличия сказки таят?
Какие тайны они хранят?
Есть ли схожие в них черты?
На эти вопросы ответим мы.
Сегодня мы познакомимся еще с двумя народными сказками и сравним их.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 67 и прочитайте название первой сказочной истории. («Гиена и черепаха».)
|
|
— Кто ее сочинил? (Африканский народ.)
— Найдем на карте мира Африку.
— Найдите в тексте слова, требующие обращения к толковому словарю.
— Кто знает, как выглядит гиена?
(Учитель выставляет картинку с изображением гиены.)
— Опишите ее внешний вид.
— Прочитаем африканскую сказку и узнаем, как в ней объясняется внешний вид гиены.
(Учитель читает сказку.)
— Как же в этой сказочной истории объясняется внешний вид гиены? Внешний вид еще какого животного объясняет эта сказка? (Леопарда.)
(Учитель выставляет картинку с изображением леопарда.)
— Расскажите, как он получил этот окрас.
— Можно ли отнести эту сказочную историю к самым древним сказкам? (Да, так как в ней объясняется, почему у животных такой внешний вид.)
— Как вы поняли, почему же черепаха по-разному раскрасила этих животных? Перечитайте сказку самостоятельно и найдите в ней объяснение. (Улеопарда доброе сердце, а у гиены злое.)
(Учитель читает текст на с. 69.)
— Чему учит эта сказка? (Она учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Михаил Потапович предложил послушать отрывок из еще одной самой древней сказки. Прочитайте ее название. («Нарядный бурундук».)
— Кто ее сочинил? (Алтайский народ.)
— Найдем на карте мира место, откуда пришла к нам эта сказка.
— О чем говорит название? Предположите, о чем эта сказка. (О том, как бурундук стал нарядным.)
(Учитель читает отрывки из сказки и слова Михаила Потапо- вича на с. 69—70.)
|
|
— Что же объясняет эта сказка? (Происхождение полосок на шкурке бурундука.)
— В какой сказочной истории тоже объясняется, почему у бурундука на шкурке полоски? («Откуда пошли болезни и лекарства».)
— Какой народ ее сочинил? (Индейцы Северной Америки.)
— Сравните два объяснения.
• В сказке индейцев бурундук получил полоски от зверей, так как они на него рассердились и исполосовали когтями.
• В сказке алтайского народа — в подарок от медведя за работу.
Мишу волнуют два вопроса:
1. Почему и индейцев Северной Америки, и людей, живших на Алтае, волновало, как выглядит бурундук?
2. Почему это по-разному объясняется?
— Вы можете ответить на эти вопросы? Если трудно, то послушайте объяснение Михаила Потаповича.
(Учитель читает объяснение на с. 71.)
— Что вы поняли? (Люди в разных уголках земного шара вели похожий образ жизни, поэтому и их сказочные истории похожи, но на похожие вопросы они отвечали по-разному.)
(Чтение текста на с. 71 и обсуждение слов Михаила Потаповича.)
— Как называется начало сказки? (Зачин.)
— Что вы поняли? (Зачины сказочных историй у разных народов бывают очень похожими.)
VII. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились? Какие открытия сделали?
— Какое настроение осталось после знакомства с этими произведениями?
— Вы хотели бы продолжить знакомиться со сказками разных народов?
Домашнее задание
1. Читать сказки по ролям (учебник, с. 67—70).
2. Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.