Урок 25. Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»

Цель: формировать представление о бродячем сюжете.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Вспомните тему очередного занятия клуба «Ключ и заря». («Постигаем секреты сравнения».)

— Что же мы сравниваем? (Сказки разных народов.)

— Какое интересное открытие мы сделали на прошлом уро­ке? (Две сказки разных народов имеют в основе похожие со­бытия.)

— Чем похожи сюжеты? (Осуждаются жадные герои, которых обманывает умный и хитрый герой.)

Сегодня мы прочитаем индийскую сказку и постараемся вы­яснить, есть ли у других народов сказки с похожими сюжетами.

— Найдем на карте мира Индию.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 78 и прочитайте название сказки. («О собаке, кошке и обезьяне».)

— Найдите в тексте слова, требующие обращения к толковому словарю. (Ниша, каравай.)

(Учитель читает сказку на с. 78—79.)

87

— Предположите, что дальше будет делать обезьяна. (Она бу­дет делить каравай, пока либо весь не съест, или оставит кошке и собаке по маленькому кусочку.)


— Откуда вы это знаете? (Мы встречали уже похожий сюжет.)

— В каких сказках? («Два жадных медвежонка» и «Как барсук и куница судились».)

— Чем похожи эти три сказки? (Похожие события; герои похо­жи по характеру; есть сходство в построении.)

— А что в них разное? (Сами герои и еда, которую они делили.)

— Посмотрим на карте, где находятся Венгрия, Индия, Корея. Как вы думаете, почему у народов, которые живут далеко друг от друга, в сказках много общего?

— Послушайте, как это объясняют члены клуба «Ключ и заря».

(Учитель читает текст на с. 79.)

— Что вы узнали? (Сказочные истории с похожими сюжетами, называемыми бродячими, известны в разных уголках земного шара благодаря путешественникам.)

— Как вы понимаете значение слова «бродячие»? (Путешест­вующие по миру, скитающиеся по свету.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Анишит Йокоповна считает, что бродячие истории есть

не только в сказках о животных, но и в волшебных сказках.

— Откройте учебник на с. 80 и по символам узнайте, какая работа нам предстоит. (Вспомнить изученное.)

— Вспомните русскую народную сказку «Волшебное кольцо». Кто главный герой? (Мартынка.)

— С кем он дружил? (С псом Журкой и котом Васькой.)

— Восстановите события сказки.

(Учитель читает текст на с. 80 до рисунка.)

— Что вы узнали? (Сказкиразных народов имеют разные назва­ния, но похожий сюжет.)

— Рассмотрите рисунок. Как художник показал особенность бродячих сказок? (Одни и те же герои, но одеты по-раз- ному — в зависимости от того, в какой стране придумана сказка.)

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы познакомились? Какие откры­тия сделали?

— Продолжите фразу.

Я могу похвалить себя и своих одноклассников за...

Домашнее задание

Прочитать сказку (учебник, с. 78—79).


Урок 26. Индийская сказка «Золотая рыба»





Урок 26. Индийская сказка «Золотая рыба»

Цель: формировать у детей представление о бродячем сюжете.

Ход урока

I. Организационный момент

(Звучит аудиозапись песни «В мире много сказок».)

В мир сказки музыка нас позвала, На чудеса настроить нас смогла. А кто герои сказки? Попробуйте узнать. Для этого скорее Начнем ее читать.

II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

89

— Рассмотрите карточки, прикрепленные к доске.


 


 


Самые древние сказочные истории

Просто древние сказочные истории

Бродячие сказочные истории


 


 


— Какие из прочитанных нами сказок можно отнести к каж­дой группе?

— Какие из сказок можно одновременно отнести ко второй и третьей группам? Почему?

Продолжаем постигать секреты сравнения сказок.

— Что вы узнали, изучая эту тему?

— Сегодня познакомимся с еще одной сказкой. Откройте учебник на с. 80 и узнайте, сказку какого народа мы будем читать. (Индийского народа.)

— Какую индийскую сказку вы уже знаете? («О собаке, кошке и обезьяне».)

— Что вы можете о ней сказать? (Сказка о животных, имеет бродячий сюжет, учит не быть жадным.)

— Вспомните, какие сказки осуждают жадность. (Просто древ­ние сказочные истории.)

— Перечислите их.

— А имеет ли название сказка, которую нам предстоит про­читать?

— Познакомимся со сказкой и попробуем догадаться, как она называется.

III. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают первую часть сказки на с. 80—81.)


— Все ли слова были понятны? Объясните их значение с по­мощью толкового словаря.

(Учащиеся находят в словарях значения слов «ветхая», «нынче».)

— Вы догадались, как называется эта сказка? Проверьте себя, заглянув в содержание на с. 5. («Золотая рыба».)

— Вы можете предположить, что будет дальше?

— Прочитаем и узнаем.

(Дети по цепочке читают вторую часть сказки на с. 81—82.)

— Какие слова требуют обращения к толковому словарю? (Во­свояси, лачуга.)

— Найдите их значения.

— Подтвердились ли ваши предположения?

— Как же рыба отблагодарила старика? Прочитайте.

— Как отреагировала на это старуха? Докажите строчками из текста.

— Догадайтесь, будет ли старуха снова и снова посылать мужа к реке? Почему вы так думаете?

— Предположите, чем закончится эта история?

— Узнаем, прочитав конец сказки.

(Учащиеся самостоятельно читают последнюю часть сказки

нас. 82-83.)

— Чему же учит эта сказка?

— В каких словах содержится главная ее мысль?

— К какому виду можно отнести эту сказку по главной мысли? (Просто древняя сказочная история.)

— Что еще вы можете сказать об этой сказке? (Это бродячая сказочная история.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Где же вы уже встречали похожий сюжет? (В сказке А. Пуш­кина «Сказка о рыбаке и рыбке».)

— А Маша читала еще одну сказку с похожим сюжетом. Авто­ры ее — братья Гримм. Найдите на с. 83, как она называется.

— Вы знаете такую сказку? А хотите ее услышать?

(Учитель читает сказку братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его

жене».)

VI.Рефлексия

(Учащиеся получают листочки с изображением рыбки.)

— Раскрасьте рыбку одним из трех цветов: если урок понра­вился — желтым, если что-то не очень понравилось — зеле­ным, если урок показался скучным и ничего не понрави­лось — красным.

VII. Подведение итогов урока

— Что общего у сказки братьев Гримм, сказки А. Пушкина и индийской сказки «Золотая рыба»? (Похожие сюжеты; похожие герои; сходное поведение героев; сходное построение самих сказок.)

Домашнее задание

Пересказать сказку (учебник, с. 80—83).










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: