Цель: формировать представление о бродячем сюжете.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Вспомните тему очередного занятия клуба «Ключ и заря». («Постигаем секреты сравнения».)
— Что же мы сравниваем? (Сказки разных народов.)
— Какое интересное открытие мы сделали на прошлом уроке? (Две сказки разных народов имеют в основе похожие события.)
— Чем похожи сюжеты? (Осуждаются жадные герои, которых обманывает умный и хитрый герой.)
Сегодня мы прочитаем индийскую сказку и постараемся выяснить, есть ли у других народов сказки с похожими сюжетами.
— Найдем на карте мира Индию.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 78 и прочитайте название сказки. («О собаке, кошке и обезьяне».)
— Найдите в тексте слова, требующие обращения к толковому словарю. (Ниша, каравай.)
(Учитель читает сказку на с. 78—79.)
87 |
— Предположите, что дальше будет делать обезьяна. (Она будет делить каравай, пока либо весь не съест, или оставит кошке и собаке по маленькому кусочку.)
|
|
— Откуда вы это знаете? (Мы встречали уже похожий сюжет.)
— В каких сказках? («Два жадных медвежонка» и «Как барсук и куница судились».)
— Чем похожи эти три сказки? (Похожие события; герои похожи по характеру; есть сходство в построении.)
— А что в них разное? (Сами герои и еда, которую они делили.)
— Посмотрим на карте, где находятся Венгрия, Индия, Корея. Как вы думаете, почему у народов, которые живут далеко друг от друга, в сказках много общего?
— Послушайте, как это объясняют члены клуба «Ключ и заря».
(Учитель читает текст на с. 79.)
— Что вы узнали? (Сказочные истории с похожими сюжетами, называемыми бродячими, известны в разных уголках земного шара благодаря путешественникам.)
— Как вы понимаете значение слова «бродячие»? (Путешествующие по миру, скитающиеся по свету.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
Анишит Йокоповна считает, что бродячие истории есть
не только в сказках о животных, но и в волшебных сказках.
— Откройте учебник на с. 80 и по символам узнайте, какая работа нам предстоит. (Вспомнить изученное.)
— Вспомните русскую народную сказку «Волшебное кольцо». Кто главный герой? (Мартынка.)
— С кем он дружил? (С псом Журкой и котом Васькой.)
— Восстановите события сказки.
(Учитель читает текст на с. 80 до рисунка.)
— Что вы узнали? (Сказкиразных народов имеют разные названия, но похожий сюжет.)
— Рассмотрите рисунок. Как художник показал особенность бродячих сказок? (Одни и те же герои, но одеты по-раз- ному — в зависимости от того, в какой стране придумана сказка.)
|
|
VII. Подведение итогов урока
— С каким произведением мы познакомились? Какие открытия сделали?
— Продолжите фразу.
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за...
Домашнее задание
Прочитать сказку (учебник, с. 78—79).
Урок 26. Индийская сказка «Золотая рыба»
Урок 26. Индийская сказка «Золотая рыба»
Цель: формировать у детей представление о бродячем сюжете.
Ход урока
I. Организационный момент
(Звучит аудиозапись песни «В мире много сказок».)
В мир сказки музыка нас позвала, На чудеса настроить нас смогла. А кто герои сказки? Попробуйте узнать. Для этого скорее Начнем ее читать.
II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
89 |
— Рассмотрите карточки, прикрепленные к доске.
|
Самые древние сказочные истории
Просто древние сказочные истории
Бродячие сказочные истории
|
— Какие из прочитанных нами сказок можно отнести к каждой группе?
— Какие из сказок можно одновременно отнести ко второй и третьей группам? Почему?
Продолжаем постигать секреты сравнения сказок.
— Что вы узнали, изучая эту тему?
— Сегодня познакомимся с еще одной сказкой. Откройте учебник на с. 80 и узнайте, сказку какого народа мы будем читать. (Индийского народа.)
— Какую индийскую сказку вы уже знаете? («О собаке, кошке и обезьяне».)
— Что вы можете о ней сказать? (Сказка о животных, имеет бродячий сюжет, учит не быть жадным.)
— Вспомните, какие сказки осуждают жадность. (Просто древние сказочные истории.)
— Перечислите их.
— А имеет ли название сказка, которую нам предстоит прочитать?
— Познакомимся со сказкой и попробуем догадаться, как она называется.
III. Работа по теме урока
(Дети по цепочке читают первую часть сказки на с. 80—81.)
— Все ли слова были понятны? Объясните их значение с помощью толкового словаря.
(Учащиеся находят в словарях значения слов «ветхая», «нынче».)
— Вы догадались, как называется эта сказка? Проверьте себя, заглянув в содержание на с. 5. («Золотая рыба».)
— Вы можете предположить, что будет дальше?
— Прочитаем и узнаем.
(Дети по цепочке читают вторую часть сказки на с. 81—82.)
— Какие слова требуют обращения к толковому словарю? (Восвояси, лачуга.)
— Найдите их значения.
— Подтвердились ли ваши предположения?
— Как же рыба отблагодарила старика? Прочитайте.
— Как отреагировала на это старуха? Докажите строчками из текста.
— Догадайтесь, будет ли старуха снова и снова посылать мужа к реке? Почему вы так думаете?
— Предположите, чем закончится эта история?
— Узнаем, прочитав конец сказки.
(Учащиеся самостоятельно читают последнюю часть сказки
нас. 82-83.)
— Чему же учит эта сказка?
— В каких словах содержится главная ее мысль?
— К какому виду можно отнести эту сказку по главной мысли? (Просто древняя сказочная история.)
— Что еще вы можете сказать об этой сказке? (Это бродячая сказочная история.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Где же вы уже встречали похожий сюжет? (В сказке А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».)
— А Маша читала еще одну сказку с похожим сюжетом. Авторы ее — братья Гримм. Найдите на с. 83, как она называется.
— Вы знаете такую сказку? А хотите ее услышать?
(Учитель читает сказку братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его
жене».)
VI.Рефлексия
(Учащиеся получают листочки с изображением рыбки.)
— Раскрасьте рыбку одним из трех цветов: если урок понравился — желтым, если что-то не очень понравилось — зеленым, если урок показался скучным и ничего не понравилось — красным.
VII. Подведение итогов урока
— Что общего у сказки братьев Гримм, сказки А. Пушкина и индийской сказки «Золотая рыба»? (Похожие сюжеты; похожие герои; сходное поведение героев; сходное построение самих сказок.)
|
|
Домашнее задание
Пересказать сказку (учебник, с. 80—83).