Цель: обозначить две основные мысли первой темы: 1) человек не может и не должен быть одинок: самые ценные впечатления делаются еще более ценными, если ими можно поделиться; 2) надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание — это путь к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать счастливыми окружающих.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Вспомните название главы, которую мы изучаем.
— С какими произведениями мы познакомились?
— Откройте содержание учебника и найдите название следующего произведения. (Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами».)
— Вам знаком этот писатель? С какими его произведениями мы уже знакомы? («Березовый пирожок».)
— Какую тему занятия предложили Анишит Йокоповна и Михаил Потапович? Чему же будем учиться на уроке?
|
|
IV. Работа по теме урока
(Учитель читает произведение в учебнике на с. 55—59.)
— Уточните значение выделенных слов в толковом словаре.
— Кто рассказал вам эту историю?
— Кто ее герои? В каком произведении вы уже встречались с ними?
— Что можете сказать о героях? (Нюрка — ученица начальной школы, а герой-рассказчик — это молодой писатель.)
— Как вы думаете, умеет ли герой-рассказчик по-настоящему наслаждаться природой? Перечитайте рассказ самостоятельно и найдите подтверждение вашему мнению. (Герой- рассказчик любит природу и умеет получать удовольствие от общения с ней.)
— Подтвердите словами из текста, что герой-рассказчик ценит каждую минуту погожего осеннего дня. Похож ли он в этом на героя-рассказчика из стихотворения Бунина «Листопад»?
— Перечитаем стихотворение Бунина на с. 34 и ответим на этот вопрос. (Бунин повторяет слово «сегодня» несколько раз, тем самым подчеркивая, как изменчива красота, как важно замечать ее. А писатель Юрий Коваль в ходе повествования постоянно указывает на то, что герой-рассказчик спешит запечатлеть эту красоту.)
— Где герой успел побывать за небольшой отрезок времени? Что он рассмотрел? (Не только то, что перед ним, но и то, что вокруг и над ним.)
— В каком настроении была Нюрка, когда ее встретил герой- рассказчик?
— Вы когда-нибудь испытывали острое чувство одиночества, когда кажется, что никто-никто не любит? Когда такое бывает? (После каких-нибудь неудач, ссор.)
— Как вы думаете, что случилось с Нюркой в школе? Прочитайте точку зрения Кости Погодина. Вы согласны с ним?
|
|
— Какие фрагменты текста привели Костю к такому выводу? Найдите и зачитайте нужные отрывки.
— А у Маши другое мнение. Прочитайте его. Если согласны с Машей, то найдите подтверждение ее мнения.
— Найдите диалог Нюрки с героем-рассказчиком. Прочитаем его по ролям.
— Как вела себя Нюрка? (Она отвечала на все вопросы героя- рассказчика, которые касаются внешней стороны жизни.)
— О чем же не хотела говорить Нюрка? (О том, что у нее на душе, она не отвечала на вопросы, которые касались глубоких переживаний.)
— Анишит Йокоповна спрашивает: какое удивительное открытие сделала Нюрка? (Она не только открыла замечательный вкус ключевой воды, она знает, как «вытащить» этот вкус наружу, и знает, как научить других чувствовать этот вкус.)
— Найдите, что для этого нужно сделать. (Закрыть глаза, пить воду маленькими глотками, прислушиваться к своим ощущениям.)
— Последовал ли герой-рассказчик советам Нюрки? Найдите подтверждение в тексте.
— Что почувствовал во вкусе воды герой-рассказчик? («Голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз», «запах близкой зимы».)
— Как вы понимаете значение выражения «времени, когда вода закрывает глаза»?
— Что можете сказать о Нюрке и герое-рассказчике? (Они тонко чувствуют мир природы, ее необыкновенную целебную силу и красоту.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
Работа но учебнику
— На сколько частей поделен текст? (На четыре части.)
— Вы соглашаетесь с таким делением? Найдите границы этих частей.
— Перечитайте третью часть.
— Серьезно ли герой-рассказчик относится к переживаниям девочки? Почему вы так думаете? (Он видит, как трудно девочке справиться с обрушившейся на нее неприятностью, и делает все, чтобы помочь ей.)
— Что он делает, чтобы успокоить Нюрку? Какие важные слова герой-рассказчик говорит девочке? («Тебя все любят», «Ты — хороший человек».)
— Помогли ли ей эти слова? (Да, они вселяют желание жить и наслаждаться жизнью.)
— Как вы думаете, что лучше помогает в трудную минуту: мир природы, который всегда рядом с нами, или человеческое участие, проявление заботы со стороны хорошего человека?
— Что важно в жизни? (Трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание, сопереживание его трудностям — это путь к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать счастливыми окружающих.)
— Чему же учит нас рассказ Ю. Коваля?