Урок 1 9. Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», В. Поленов «Заросший пруд»

Цель: обозначить две основные мысли первой темы: 1) чело­век не может и не должен быть одинок: самые ценные впечатле­ния делаются еще более ценными, если ими можно поделиться; 2) надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, со­переживание — это путь к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать счастливыми окружающих.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Вспомните название главы, которую мы изучаем.

— С какими произведениями мы познакомились?

— Откройте содержание учебника и найдите название сле­дующего произведения. (Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами».)

— Вам знаком этот писатель? С какими его произведениями мы уже знакомы? («Березовый пирожок».)

— Какую тему занятия предложили Анишит Йокоповна и Ми­хаил Потапович? Чему же будем учиться на уроке?

IV. Работа по теме урока

(Учитель читает произведение в учебнике на с. 55—59.)

— Уточните значение выделенных слов в толковом словаре.

— Кто рассказал вам эту историю?

— Кто ее герои? В каком произведении вы уже встречались с ними?

— Что можете сказать о героях? (Нюрка — ученица начальной школы, а герой-рассказчик — это молодой писатель.)

— Как вы думаете, умеет ли герой-рассказчик по-настоящему наслаждаться природой? Перечитайте рассказ самостоя­тельно и найдите подтверждение вашему мнению. (Герой- рассказчик любит природу и умеет получать удовольствие от общения с ней.)

— Подтвердите словами из текста, что герой-рассказчик це­нит каждую минуту погожего осеннего дня. Похож ли он в этом на героя-рассказчика из стихотворения Бунина «Ли­стопад»?

— Перечитаем стихотворение Бунина на с. 34 и ответим на этот вопрос. (Бунин повторяет слово «сегодня» несколь­ко раз, тем самым подчеркивая, как изменчива красота, как важно замечать ее. А писатель Юрий Коваль в ходе повест­вования постоянно указывает на то, что герой-рассказчик спешит запечатлеть эту красоту.)

— Где герой успел побывать за небольшой отрезок времени? Что он рассмотрел? (Не только то, что перед ним, но и то, что вокруг и над ним.)

— В каком настроении была Нюрка, когда ее встретил герой- рассказчик?

— Вы когда-нибудь испытывали острое чувство одиночества, когда кажется, что никто-никто не любит? Когда такое бы­вает? (После каких-нибудь неудач, ссор.)

— Как вы думаете, что случилось с Нюркой в школе? Прочи­тайте точку зрения Кости Погодина. Вы согласны с ним?

— Какие фрагменты текста привели Костю к такому выводу? Найдите и зачитайте нужные отрывки.

— А у Маши другое мнение. Прочитайте его. Если согласны с Машей, то найдите подтверждение ее мнения.

— Найдите диалог Нюрки с героем-рассказчиком. Прочитаем его по ролям.

— Как вела себя Нюрка? (Она отвечала на все вопросы героя- рассказчика, которые касаются внешней стороны жизни.)

— О чем же не хотела говорить Нюрка? (О том, что у нее на душе, она не отвечала на вопросы, которые касались глу­боких переживаний.)

— Анишит Йокоповна спрашивает: какое удивительное откры­тие сделала Нюрка? (Она не только открыла замечательный вкус ключевой воды, она знает, как «вытащить» этот вкус наружу, и знает, как научить других чувствовать этот вкус.)

— Найдите, что для этого нужно сделать. (Закрыть глаза, пить воду маленькими глотками, прислушиваться к своим ощуще­ниям.)

— Последовал ли герой-рассказчик советам Нюрки? Найдите подтверждение в тексте.

— Что почувствовал во вкусе воды герой-рассказчик? («Голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз», «запах близкой зимы».)

— Как вы понимаете значение выражения «времени, когда вода закрывает глаза»?

— Что можете сказать о Нюрке и герое-рассказчике? (Они тон­ко чувствуют мир природы, ее необыкновенную целебную силу и красоту.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Работа но учебнику

— На сколько частей поделен текст? (На четыре части.)

— Вы соглашаетесь с таким делением? Найдите границы этих частей.


— Перечитайте третью часть.

— Серьезно ли герой-рассказчик относится к переживаниям девочки? Почему вы так думаете? (Он видит, как трудно девочке справиться с обрушившейся на нее неприятностью, и делает все, чтобы помочь ей.)

— Что он делает, чтобы успокоить Нюрку? Какие важные сло­ва герой-рассказчик говорит девочке? («Тебя все любят», «Ты — хороший человек».)

— Помогли ли ей эти слова? (Да, они вселяют желание жить и наслаждаться жизнью.)

— Как вы думаете, что лучше помогает в трудную минуту: мир природы, который всегда рядом с нами, или человеческое участие, проявление заботы со стороны хорошего человека?

— Что важно в жизни? (Трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но ис­креннее внимание, сопереживание его трудностям — это путь к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать счастливыми окружающих.)

— Чему же учит нас рассказ Ю. Коваля?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: