Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
Digitized by Google
Урок 21. Сказка индейцев Северной Америки
Но чтобы название темы узнать, Надо вам запись расшифровать. — Отгадайте слова.
— Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (Постигаем.)
— Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)
— Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». (Сравнение.)
— Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».)
(Учитель читает текст на с. 64.)
— Что же мы будем изучать?
— Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)
— Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)
— Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)
— Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)
— Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.)
— Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.
— По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.
III. Работа по теме урока
— Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
77 |
— Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре.
(Учитель читает сказку на с. 64—67.)
— Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
— В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
— Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)
— Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)
— Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.
(.Примерный ответ.
• Медведи предложили объявить войну.
• Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.
• Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.
• Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)
— Кто вступился за человека? (Бурундук.)
— Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)
— Посмотрите на изображение бурундука.
(Учитель выставляет рисунок.)
— Кто решил помочь человеку? (Растения.)
— Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.
— Какие лекарственные травы вы знаете?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)
Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.
— Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)
— Прочитайте, как они это объясняют.
(Чтение текста на с. 67.)
— Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.)
— А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)
— Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.
VI.Рефлексия
— Давайте определим, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке. Отразим в цветовой гамме свое состояние. Поднимите нужный флажок: желтый — радость, зеленый — спокойствие, синий — грусть, белый — затрудняюсь ответить.
VII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы начали изучать?
— С каким произведением познакомились?
— Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)
— Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?
Домашнее задание
Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).