Урок 21. Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние ска­зочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясня­ют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их по­ведения и взаимоотношений между собой.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Digitized by Google

Урок 21. Сказка индейцев Северной Америки

Но чтобы название темы узнать, Надо вам запись расшифровать. — Отгадайте слова.

— Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (По­стигаем.)

— Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)

— Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем рас­писной». (Сравнение.)

— Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».)

(Учитель читает текст на с. 64.)

— Что же мы будем изучать?

— Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказ­ках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)

— Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)

— Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли бо­лезни и лекарства».)

— Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Аме­рики.)

— Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жи­тели Северной Америки.)

— Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.

— По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Про­читаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.

III. Работа по теме урока

— Найдите условное обозначение, которое поможет опреде­лить, с чего мы начнем работу.

77

— Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в тол­ковом словаре.


(Учитель читает сказку на с. 64—67.)

— Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

— В какие времена происходят события? Найдите подтвер­ждение в тексте.

— Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и мень­ше, и люди стали убивать зверей.)

— Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, что­бы решить, как наказать людей.)

— Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

(.Примерный ответ.

• Медведи предложили объявить войну.

• Олени предложили наказывать охотников, которые не про­сили прощения у убитых животных.

• Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

• Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)

— Кто вступился за человека? (Бурундук.)

— Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)

— Посмотрите на изображение бурундука.

(Учитель выставляет рисунок.)

— Кто решил помочь человеку? (Растения.)

— Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и про­читайте его. Расскажите своими словами.

— Какие лекарственные травы вы знаете?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)

Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причи­ны появления у животных некоторых внешних признаков.

— Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)

— Прочитайте, как они это объясняют.

(Чтение текста на с. 67.)

— Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему живот­ные имеют такой вид.)


— А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой ска­зочной истории? (Происхождение болезней.)

— Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.

VI.Рефлексия

— Давайте определим, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке. Отразим в цветовой гамме свое состояние. Поднимите нужный флажок: желтый — радость, зеленый — спокойствие, синий — грусть, белый — затрудняюсь отве­тить.

VII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы начали изучать?

— С каким произведением познакомились?

— Почему эту сказочную историю можно считать самой древ­ней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух жи­вотных.)

— Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так на­звана?

Домашнее задание

Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: