Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в «Музейный Дом» рассмотреть репродукцию картины Василия Кандинского «Двое на лошади».
— Найдите и рассмотрите ее. Что вы видите?
(Чтение текста в учебнике на с. 140—141.)
— «Кто же эти двое?» — спросил Михаил Потапович. «Царевич с царевной!» — не задумываясь сказал Миша. А вы как думаете? Что вас в этом убеждает? (Примерный ответ. Да, это царевич с царевной. Это можно определить по их одежде: царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царевич в алой шапке и алых сапожках. Одежда героев, так же как и попона, покрывающая лошадь, кажется сверкающей, расшитой богатой вышивкой или украшенной камнями, сказочной.)
(Продолжение чтения текста на с. 140.)
— Вам Машино наблюдение представляется ценным? (Да, мы согласны с Машей, оттого, что лошадь важно вышагивает, вся картина кажется торжественной и сказочной.)
— Миша тоже считает, что на картине все как будто сказочное. Подумайте: почему все кажется призрачным, фантастическим, ненастоящим? Как художник добивается такого впечатления?
|
|
— Миша говорит, что это похоже на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем маленьких, то побольше. Вам нравится такое наблюдение?
Прием мозаики мы уже встречали в картине П. Филонова «Нарвские ворота». Но там он помогал передать игру солнечных бликов на поверхности снега, свет окон большого города, создавал ощущение праздника. В картине Василия Кандинского благодаря такой мозаике все кажется сказочным, таинственным, драгоценным, немножко призрачным.
— Вы догадываетесь, какое время года имел в виду художник? А мимо каких деревьев проезжают герои картины? (Примерный ответ. Художник изобразил осень, потому что под ногами лошади красные и бурые листья; на березках, мимо которых проезжают герои, сохранились еще мелкие золотые листочки; вода на реке покрыта рябью; чувствуется осенний прохладный ветер; небо затянуто облаками и тучами.)
— Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Чтобы понять, где именно проезжают царевич с царевной, посмотрите на фотографию, где изображен фрагмент кремлевской стены. За стеной располагаются кремлевские соборы, а перед ней — Москва-река. Теперь вы догадываетесь, где находятся наши герои? Видите на картине Москву-реку? Сумеете точно найти фрагмент кремлевской стены и высокую башню — колокольню Ивана Великого?
— Сопоставьте картину с фотографией «Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки», при помощи рамочки выделите на репродукции картины тот фрагмент кремлевской стены и колокольню Ивана Великого, которые увидели на фотографии.
— Что вы обнаружили, сравнив картину с фотографией? В чем же секрет картины? (Мы увидели, что художник в своем произведении соединил настоящую жизнь и фантазию; он смотрит на городской пейзаж, а воображение уносит его в мир сказки.)
|
|
— С какими произведениями вы познакомились?
— Что нам хотели сообщить авторы этих произведений? (Можно в самом обычном явлении увидеть чудо, а фантазия и воображение могут унести в мир сказки.)
В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать пьесу Сергея Прокофьева «Мимолетности № 1».
(Учащиеся прослушивают аудиозапись.)
2. Обобщение
— Вспомните тему наших уроков. («Пытаемся понять, почему люди фантазируют».)
— Вы поняли, почему? Вспомните прочитанные произведения и их авторов. Если затрудняетесь, посмотрите в содержании.
— Чему научили нас герои этих произведений?
Тему сегодня мы завершаем, Итоги подводим. Немало мы знаем! Знания в тесте свои прояви, Вопросы читай и ответы найди.
3. Проверочная работа
Чужое яйцо
Рано утром встала старушка Дарья, положила в корзину на мягкое сено 13 яиц и посадила на них курицу. Чуть светало, и старушка не разглядела, что одно яйцо было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яйца. Только изредка сбегает поклевать зерен, попить воды — и опять на место. Прошло три недели, и стали из яиц один за другим цыплята выклевываться. Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яйца. И какой же странный он вышел: сам желтый, ножки короткие, носик широкий. Петух смотрит на него, удивляется.
Стала курица малышей учить, как из земли червяков выкапывать. Привела их на берег пруда — там и червей больше, и земля мягче. У пруда корова и коза сочную травку щиплют, свинья бродит, сладкие корешки выкапывает.
Как только коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо в нее и кинулся. Что тут началось! Курица кудахчет, нетух кукарекает, корова мычит, коза блеет, свинья хрюкает. Помогите, мол, тонут!
Прибежала старушка Дарья, увидела, что делается, и заохала:
«Вот те раз! Видно, я сослепу под курицу чужое яйцо подложила. Это же утенок!»
А утенок, не обращая внимания на переполох, весело и легко плавал себе на пруду, загребая воду своими широкими перепончатыми лапками.
По рассказу К. Ушинского
Задания:
1. Определите, это сказка, рассказ, небылица? Нужное подчеркните.
2. Как курица высиживала яйца? Строчки, которые это описывают, подчеркните синим карандашом.
3. Как выглядел вылупившийся из зеленоватого яйца цыпленок? Строчки, которые это описывают, подчеркните желтым карандашом.
4. Как вел себя цыпленок, увидев воду? Строчки, которые это описывают, подчеркните зеленым карандашом.
5. Какую ошибку допустила старушка Дарья? Строчки, которые это описывают, подчеркните красным карандашом.
6. Прочитайте выделенные предложения. Как одним словом (синонимом) можно назвать эту ситуацию? Запишите.
VII. Рефлексия
(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)
— С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.
(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)
Тема 4 УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать жанр рассказа от других литературных жанров; давать характеристику героев рассказа; сравнивать героев рассказа; читать текст выразительно; определять цель и идею произведения; рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений.
Урок 4 7. Т. Пономарева «Прогноз погоды»
Цель: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
|
|
Новую тему, друзья, начинаем. Как называется тема, узнаем. Запись прошу вас расшифровать — Название новой главы прочитать. 21 25 10 14 19 33 13 32 2 10 20 30 Ответ: «Учимся любить».
— Чему будут учить произведения этой главы?
Мы познакомимся с произведением и узнаем, что же лежит в основе любви.
— Откройте учебник на странице «Содержание» и найдите фамилию автора и название первого произведения этой главы. (Т. Пономарева «Прогноз погоды».)
Digitized by Google
Урок 47. Т. Пономарева «Прогноз погоды»
— Знакома ли вам автор? Какие ее произведения вы уже читали?
— Предположите, кто будет героем этого произведения?
III. Работа по теме урока
— Найдите на с. 142 слова, требующие обращения к толковому словарю. (Прогноз; антициклон; оттепель; газон.)
— Найдите их значения.
— Прочитайте самостоятельно это произведение.
— Вы узнали бабушку? Что вы о ней уже знаете?
— Сумеете ли вы подтвердить, что именно она приютила потерявшийся автобус и не стала мешать оркестру, который репетировал у нее в шкафу? (Это та же бабушка, так как именно она способна расслышать живой голос неодушевленных вещей, прийти им на помощь.)
— Чем на этот раз отличилась бабушка? (Она услышала снеговика.)
— Прочитайте этот эпизод по ролям.
— Что же волновало снеговика? Почему бабушка загрустила? (Она стала переживать за снеговика, так как услышала по радио об оттепели.)
— Подтвердился ли прогноз? О чем подумали внуки? (О том, что бабушка способна изменить погоду.)
— Подтвердите словами из текста.
— Как же это возможно? Какими волшебными средствами она пользуется?
— Какая черта характера превратила бабушку в волшебницу?
— Костя Погодин сказал, что разгадка в самом конце, в последнем предложении. Найдите и прочитайте, что бабушка имела в виду. (Бабушка жалеет снеговика и переживает за него, сила ее доброты даже способна изменить погоду.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Выполним № 19 в тетради для самостоятельной работы (с. 40).
— Прочитайте название произведения. («Любовь матери».)
|
|
— Кто придумал эту сказку? (Индейцы Нового Света.)
145 |
А знаете ли вы, что индейцы — название коренного населения, данное туземцам Христофором Колумбом, считавшим, что открытые им земли на самом деле Индия. В наше время во многих американских странах название «индейцы» заменяется словосочетанием «коренное население».
(Чтение произведения.)
— Что вы можете сказать о сказке? (Это сказка о животных.)
— Выполните задания к тексту.
— В какой бы сборник вы поместили эту сказку? («Сказки народов мира».)
VI.Рефлексия
(Дети получают листочки в виде сердечек со словом «любовь».)
— Подберите прилагательные, которые характеризуют ваше отношение к этому слову, и запишите их на сердечках.
(Сердечки наклеивают на общий лист.)
VII. Подведение итогов урока
— Какую главу мы начали изучать?
— С какими произведениями познакомились? Что их объединяет? (Герои способны сопереживать окружающим и любить.)
Мне хочется напомнить вам: Учитесь искренне любить И дружбой верной дорожить!
Домашнее задание
Читать рассказ и отвечать на вопросы (учебник, с. 142—143).
Урок 4 8. Т. Пономарева «Лето в чайнике». Поход в «Музейный Дом»: А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Цель: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Прочитайте запись на доске.
За ночь вьюнок обвился Вокруг бадьи моего колодца. У соседа воды возьму.
— Вы узнали это произведение? (Это хокку японской поэтессы Тие.)
— О чем оно? (О том, что герой идет за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.)
— Почему? (Его поразила картина, которую он увидел, и он не стал разрушать эту красоту.)
Урок 48. Т. Пономарева «Лето в чайнике»
Вот так и герои произведения Т. Пономаревой тоже однажды были удивлены. А что их удивило, мы узнаем, когда прочитаем произведение.
— Откройте содержание учебника и найдите название произведения. («Лето в чайнике».)
— Предположите, о чем оно.
III. Работа по теме урока
Работа но учебнику
(Дети по цепочке читают произведение на с. 144—145.)
— Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)
— Кто герои? Что их удивило?
— Кто из героев вам знаком?
— Что вы знаете о бабушке? Что в ней особенного?
— Маша считает, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка. Что она имеет в виду? (Дедушка наблюдателен и внимателен к окружающему миру, он добрый, так как решил поставить чайник с божьей коровкой на полку, то есть он отнесся к маленькому насекомому как к равному.)
— Как вы думаете, мог бы дедушка приютить потерявшийся автобус, услышать в шкафу оркестр, изменить для снеговика погоду? Из каких строчек понятно, что доброта — это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? Зачитайте нужные строчки.
— Найдите незнакомые слова.
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Кого вы видите?
— К каким строчкам подходит эта иллюстрация?
— Костя Погодин опять нашел в рассказе «переломную» строчку: «На дне сидела божья коровка». Прочитайте его высказывание на с. 146 и докажите, что он прав.
— К какому выводу пришел Костя Погодин? (Они хорошие люди.)
— Вы согласны с этим? Подтвердите, что божья коровка попала к хорошим людям.
— Вернитесь к названию рассказа. Объясните его смысл. (Божья коровка — это символ лета, летом она бодрствует, а зимой впадает в спячку, поэтому спящая божья коровка напоминает всем о лете.)
147 |
— А как она попала в чайник? Как это объясняют члены семьи? (Божья коровка решила, что они с чайником родственники. Это специальный чайник для зимовки божьих коровок. Они с чайником старые приятели.)
— Как эти высказывания характеризуют членов семьи? (Они фантазеры, не лишены чувства юмора.)
— А почему фантазия подсказала такие ассоциации? (Чайник и божья коровка имели похожую форму и раскраску.)
— Как вы думаете, почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить»? Прочитайте, как это объясняют Михаил Потапович и Анишит Йокоповна на с. 146.
— Чем похожи герои Т. Пономаревой и герой хокку Тие? (Они тоже не хотели разрушать красоту.)
Творческая работа
— Попробуйте составить хокку о божьей коровке из произведения Т. Пономаревой.
Например:
Божья коровка
Заснула на зиму в чайнике...
Не будем ее беспокоить.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Найдите в «Музейном Доме» репродукцию картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Рассмотрите ее. Поделитесь впечатлениями.
(Дети отвечают на вопросы учебника на с. 147.) Мише захотелось послушать красивую музыку. Волшебница предложила послушать симфоническую сказочную картинку Анатолия Лядова «Волшебное озеро», «Лунный свет» Клода Дебюсси или вторую часть его «Бергамасской сюиты». Послушаем и мы одно из этих произведений.
VI.Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились? Что их объединяет? (Любовь к природе, к окружающему миру.)
— Вам понравился сегодняшний урок? Чем?
— Какие чувства вы испытывали сегодня и почему?
Домашнее задание
Выразительно читать рассказ «Лето в чайнике» (учебник, с. 144-146).
Урок 49. М. Вайсман «Лучший друг медуз»
Цель: учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о взаимоотношениях героев рассказа, уметь анализировать характер героя-рассказчика и главного героя, обосновывать свое мнение.
Урок 49. М. Вайсман «Лучший друг медуз»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Какую главную тему мы изучаем на уроках литературного чтения?
— Какие произведения этого раздела мы уже изучили?
— Чему научили вас герои этих произведений?
— Откройте содержание и определите тему нашего урока. (М. Вайсман «Лучший друг медуз».)
— Предположите, о чем это произведение. (Оморе, о медузах.)
— Что знаете о медузах?
Медуза — морское животное в виде зонта, со студенистым телом, снабженным щупальцами.
Прочитаем произведение М. Вайсман и узнаем, кто же лучший друг медуз.
IV. Работа по теме урока
Настройтесь на чтение, послушав звуки моря. (Учитель включает аудиозапись «Звуки моря».) (Дети по цепочке читают первую часть рассказа в учебнике нас. 148-149.)
— Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)
— Кто из вас догадался, как его зовут?
— О чем он нам рассказал? (Он вместе с сестрой отдыхал на море.)
— Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?
— Они дружны или нет? Что вы о них узнали?
— Вправе ли главный герой считать себя «другом всех зверей»? Почему вы так думаете? (Нет, так как Филя испытывает к медузам неприязнь.)
— Из каких слов это видно? Зачитайте отрывки из текста.
— А почему же он сам себе противен? (Филе и самому неприятно, что он так относится к медузам, но перебороть свою неприязнь он не может.)
— С вашей точки зрения, Филя способен нанести медузам вред? Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться? Обоснуйте свое мнение.
149 |
— Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз? Продолжим знакомство с произведением.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
(Дети читают вторую часть рассказа на с. 149—151.)
— Назовите героев этой части.
— Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика слова «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»? Что означает слово «склизкие»? Как эти слова характеризуют мальчика? (Злой, грубый, не любит животных и издевается над ними.)
— Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам? (Когда Филя увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они тоже могут испытывать боль, поэтому он стал их защищать.)
— Когда же он почувствовал, что начал любить их? (Когда он пожалел медуз.)
— Как бы вы поступили на месте Фили? С кем из мальчиков вы стали бы дружить?
— Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами? Как вы реагировали на это?
— Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»? (Да, он будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему вред.)
(Чтение второй части рассказа по ролям.)
— Сколько действующих лиц нам понадобится? (Трое: герой- рассказчик, Филя и мальчик.)
— При чтении постарайтесь передать характеры героев.
VII. Рефлексия
(Дети получают лист бумаги с изображением капли.)
— Раскрасьте ее одним из двух цветов: если урок понравился — синим, если что-то не очень понравилось — голубым. Если же урок показался скучным и ничего не понравилось, оставьте каплю белой.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким рассказом вы познакомились? Как вы думаете, правильно ли, что этот рассказ разместили в данной главе? (Способность сопереживать, сочувствовать другому, желание поддержать, помочь, спасти в трудной ситуации — это и есть проявления любви, поэтому правильно, что рассказ помещен в эту главу.)
— Кто же является лучшим другом медуз? (Филя, который сначала относился к медузам с отвращением, но сочувствие, сопереживание помогли побороть страх, и он «подружился с медузами».)
— Какова главная мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.)
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы: № 20 (с. 42—43).