Поход в «Музейный Дом»

Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в «Музейный Дом» рассмотреть репродукцию картины Василия Кандинского «Двое на лошади».

— Найдите и рассмотрите ее. Что вы видите?

(Чтение текста в учебнике на с. 140—141.)

— «Кто же эти двое?» — спросил Михаил Потапович. «Царевич с царевной!» — не задумываясь сказал Миша. А вы как ду­маете? Что вас в этом убеждает? (Примерный ответ. Да, это царевич с царевной. Это можно определить по их одежде: царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царе­вич в алой шапке и алых сапожках. Одежда героев, так же как и попона, покрывающая лошадь, кажется сверкающей, расшитой богатой вышивкой или украшенной камнями, сказочной.)

(Продолжение чтения текста на с. 140.)

— Вам Машино наблюдение представляется ценным? (Да, мы согласны с Машей, оттого, что лошадь важно вышагивает, вся картина кажется торжественной и сказочной.)

— Миша тоже считает, что на картине все как будто сказочное. Подумайте: почему все кажется призрачным, фантастиче­ским, ненастоящим? Как художник добивается такого впе­чатления?

— Миша говорит, что это похоже на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем маленьких, то побольше. Вам нравится такое наблюдение?

Прием мозаики мы уже встречали в картине П. Филонова «Нарвские ворота». Но там он помогал передать игру солнечных бликов на поверхности снега, свет окон большого города, создавал ощущение праздника. В картине Василия Кандинского благодаря такой мозаике все кажется сказочным, таинственным, драгоцен­ным, немножко призрачным.

— Вы догадываетесь, какое время года имел в виду худож­ник? А мимо каких деревьев проезжают герои картины? (Примерный ответ. Художник изобразил осень, потому что под ногами лошади красные и бурые листья; на березках, мимо которых проезжают герои, сохранились еще мелкие золотые листочки; вода на реке покрыта рябью; чувству­ется осенний прохладный ветер; небо затянуто облаками и тучами.)

— Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Что­бы понять, где именно проезжают царевич с царевной, по­смотрите на фотографию, где изображен фрагмент кремлев­ской стены. За стеной располагаются кремлевские соборы, а перед ней — Москва-река. Теперь вы догадываетесь, где находятся наши герои? Видите на картине Москву-реку? Сумеете точно найти фрагмент кремлевской стены и вы­сокую башню — колокольню Ивана Великого?

— Сопоставьте картину с фотографией «Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки», при помощи рамочки выделите на репро­дукции картины тот фрагмент кремлевской стены и коло­кольню Ивана Великого, которые увидели на фотографии.

— Что вы обнаружили, сравнив картину с фотографией? В чем же секрет картины? (Мы увидели, что художник в своем про­изведении соединил настоящую жизнь и фантазию; он смо­трит на городской пейзаж, а воображение уносит его в мир сказки.)

— С какими произведениями вы познакомились?

— Что нам хотели сообщить авторы этих произведений? (Можно в самом обычном явлении увидеть чудо, а фантазия и воображение могут унести в мир сказки.)

В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать пьесу Сергея Прокофьева «Мимолетности № 1».

(Учащиеся прослушивают аудиозапись.)

2. Обобщение

— Вспомните тему наших уроков. («Пытаемся понять, почему люди фантазируют».)

— Вы поняли, почему? Вспомните прочитанные произведе­ния и их авторов. Если затрудняетесь, посмотрите в содер­жании.

— Чему научили нас герои этих произведений?

Тему сегодня мы завершаем, Итоги подводим. Немало мы знаем! Знания в тесте свои прояви, Вопросы читай и ответы найди.

3. Проверочная работа

Чужое яйцо

Рано утром встала старушка Дарья, положила в корзину на мягкое сено 13 яиц и посадила на них курицу. Чуть светало, и старушка не разгля­дела, что одно яйцо было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яйца. Только изредка сбегает поклевать зерен, попить воды — и опять на место. Прошло три недели, и стали из яиц один за дру­гим цыплята выклевываться. Позже всех проклюнулся цыпленок из зе­леноватого яйца. И какой же странный он вышел: сам желтый, ножки короткие, носик широкий. Петух смотрит на него, удивляется.

Стала курица малышей учить, как из земли червяков выкапывать. Привела их на берег пруда — там и червей больше, и земля мягче. У пруда корова и коза сочную травку щиплют, свинья бродит, сладкие корешки выкапывает.

Как только коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо в нее и кинулся. Что тут началось! Курица кудахчет, нетух кукарекает, корова мычит, коза блеет, свинья хрюкает. Помогите, мол, тонут!

Прибежала старушка Дарья, увидела, что делается, и заохала:

«Вот те раз! Видно, я сослепу под курицу чужое яйцо подложила. Это же утенок!»

А утенок, не обращая внимания на переполох, весело и легко плавал себе на пруду, загребая воду своими широкими перепончатыми лапками.

По рассказу К. Ушинского

Задания:

1. Определите, это сказка, рассказ, небылица? Нужное под­черкните.

2. Как курица высиживала яйца? Строчки, которые это опи­сывают, подчеркните синим карандашом.

3. Как выглядел вылупившийся из зеленоватого яйца цыпле­нок? Строчки, которые это описывают, подчеркните жел­тым карандашом.

4. Как вел себя цыпленок, увидев воду? Строчки, которые это описывают, подчеркните зеленым карандашом.

5. Какую ошибку допустила старушка Дарья? Строчки, ко­торые это описывают, подчеркните красным карандашом.

6. Прочитайте выделенные предложения. Как одним словом (синонимом) можно назвать эту ситуацию? Запишите.

VII. Рефлексия

(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)

— С помощью сигнального кружка покажите, на какой сту­пеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.

(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)


Тема 4 УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать жанр рассказа от других литературных жанров; давать характеристику героев рассказа; сравнивать героев рассказа; читать текст выра­зительно; определять цель и идею произведения; рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблю­дений.

Урок 4 7. Т. Пономарева «Прогноз погоды»

Цель: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

Новую тему, друзья, начинаем. Как называется тема, узнаем. Запись прошу вас расшифровать — Название новой главы прочитать. 21 25 10 14 19 33 13 32 2 10 20 30 Ответ: «Учимся любить».

— Чему будут учить произведения этой главы?

Мы познакомимся с произведением и узнаем, что же лежит в основе любви.

— Откройте учебник на странице «Содержание» и найдите фамилию автора и название первого произведения этой главы. (Т. Пономарева «Прогноз погоды».)

Digitized by Google

Урок 47. Т. Пономарева «Прогноз погоды»

— Знакома ли вам автор? Какие ее произведения вы уже чи­тали?

— Предположите, кто будет героем этого произведения?

III. Работа по теме урока

— Найдите на с. 142 слова, требующие обращения к толковому словарю. (Прогноз; антициклон; оттепель; газон.)

— Найдите их значения.

— Прочитайте самостоятельно это произведение.

— Вы узнали бабушку? Что вы о ней уже знаете?

— Сумеете ли вы подтвердить, что именно она приютила по­терявшийся автобус и не стала мешать оркестру, который репетировал у нее в шкафу? (Это та же бабушка, так как именно она способна расслышать живой голос неодушевленных вещей, прийти им на помощь.)

— Чем на этот раз отличилась бабушка? (Она услышала снего­вика.)

— Прочитайте этот эпизод по ролям.

— Что же волновало снеговика? Почему бабушка загрусти­ла? (Она стала переживать за снеговика, так как услышала по радио об оттепели.)

— Подтвердился ли прогноз? О чем подумали внуки? (О том, что бабушка способна изменить погоду.)

— Подтвердите словами из текста.

— Как же это возможно? Какими волшебными средствами она пользуется?

— Какая черта характера превратила бабушку в волшебницу?

— Костя Погодин сказал, что разгадка в самом конце, в по­следнем предложении. Найдите и прочитайте, что бабуш­ка имела в виду. (Бабушка жалеет снеговика и переживает за него, сила ее доброты даже способна изменить погоду.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Выполним № 19 в тетради для самостоятельной работы (с. 40).

— Прочитайте название произведения. («Любовь матери».)

— Кто придумал эту сказку? (Индейцы Нового Света.)

145

А знаете ли вы, что индейцы — название коренного населе­ния, данное туземцам Христофором Колумбом, считавшим, что открытые им земли на самом деле Индия. В наше время во многих американских странах название «индейцы» заменяется словосо­четанием «коренное население».


(Чтение произведения.)

— Что вы можете сказать о сказке? (Это сказка о животных.)

— Выполните задания к тексту.

— В какой бы сборник вы поместили эту сказку? («Сказки на­родов мира».)

VI.Рефлексия

(Дети получают листочки в виде сердечек со словом «любовь».)

— Подберите прилагательные, которые характеризуют ваше отношение к этому слову, и запишите их на сердечках.

(Сердечки наклеивают на общий лист.)

VII. Подведение итогов урока

— Какую главу мы начали изучать?

— С какими произведениями познакомились? Что их объеди­няет? (Герои способны сопереживать окружающим и любить.)

Мне хочется напомнить вам: Учитесь искренне любить И дружбой верной дорожить!

Домашнее задание

Читать рассказ и отвечать на вопросы (учебник, с. 142—143).

Урок 4 8. Т. Пономарева «Лето в чайнике». Поход в «Музейный Дом»: А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Цель: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Прочитайте запись на доске.

За ночь вьюнок обвился Вокруг бадьи моего колодца. У соседа воды возьму.

— Вы узнали это произведение? (Это хокку японской поэтес­сы Тие.)

— О чем оно? (О том, что герой идет за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.)

— Почему? (Его поразила картина, которую он увидел, и он не стал разрушать эту красоту.)


Урок 48. Т. Пономарева «Лето в чайнике»

Вот так и герои произведения Т. Пономаревой тоже однажды были удивлены. А что их удивило, мы узнаем, когда прочитаем произведение.

— Откройте содержание учебника и найдите название произ­ведения. («Лето в чайнике».)

— Предположите, о чем оно.

III. Работа по теме урока







Работа но учебнику

(Дети по цепочке читают произведение на с. 144—145.)

— Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)

— Кто герои? Что их удивило?

— Кто из героев вам знаком?

— Что вы знаете о бабушке? Что в ней особенного?

— Маша считает, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка. Что она имеет в виду? (Дедушка на­блюдателен и внимателен к окружающему миру, он добрый, так как решил поставить чайник с божьей коровкой на полку, то есть он отнесся к маленькому насекомому как к равному.)

— Как вы думаете, мог бы дедушка приютить потерявшийся автобус, услышать в шкафу оркестр, изменить для снего­вика погоду? Из каких строчек понятно, что доброта — это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедуш­ки? Зачитайте нужные строчки.

— Найдите незнакомые слова.

— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Кого вы видите?

— К каким строчкам подходит эта иллюстрация?

— Костя Погодин опять нашел в рассказе «переломную» строчку: «На дне сидела божья коровка». Прочитайте его высказывание на с. 146 и докажите, что он прав.

— К какому выводу пришел Костя Погодин? (Они хорошие люди.)

— Вы согласны с этим? Подтвердите, что божья коровка по­пала к хорошим людям.

— Вернитесь к названию рассказа. Объясните его смысл. (Божья коровка — это символ лета, летом она бодрствует, а зимой впадает в спячку, поэтому спящая божья коровка на­поминает всем о лете.)

147

— А как она попала в чайник? Как это объясняют члены се­мьи? (Божья коровка решила, что они с чайником родствен­ники. Это специальный чайник для зимовки божьих коровок. Они с чайником старые приятели.)


— Как эти высказывания характеризуют членов семьи? (Они фантазеры, не лишены чувства юмора.)

— А почему фантазия подсказала такие ассоциации? (Чайник и божья коровка имели похожую форму и раскраску.)

— Как вы думаете, почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить»? Прочитайте, как это объясняют Михаил Потапович и Анишит Йокоповна на с. 146.

— Чем похожи герои Т. Пономаревой и герой хокку Тие? (Они тоже не хотели разрушать красоту.)



Творческая работа

— Попробуйте составить хокку о божьей коровке из произве­дения Т. Пономаревой.

Например:

Божья коровка

Заснула на зиму в чайнике...

Не будем ее беспокоить.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Найдите в «Музейном Доме» репродукцию картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Рассмотрите ее. Поде­литесь впечатлениями.

(Дети отвечают на вопросы учебника на с. 147.) Мише захотелось послушать красивую музыку. Волшебница предложила послушать симфоническую сказочную картинку Ана­толия Лядова «Волшебное озеро», «Лунный свет» Клода Дебюсси или вторую часть его «Бергамасской сюиты». Послушаем и мы одно из этих произведений.

VI.Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились? Что их объ­единяет? (Любовь к природе, к окружающему миру.)

— Вам понравился сегодняшний урок? Чем?

— Какие чувства вы испытывали сегодня и почему?

Домашнее задание

Выразительно читать рассказ «Лето в чайнике» (учебник, с. 144-146).

Урок 49. М. Вайсман «Лучший друг медуз»

Цель: учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о взаимоотношениях героев рассказа, уметь анализировать характер героя-рассказчика и главного героя, обосновывать свое мнение.


Урок 49. М. Вайсман «Лучший друг медуз»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Какую главную тему мы изучаем на уроках литературного чтения?

— Какие произведения этого раздела мы уже изучили?

— Чему научили вас герои этих произведений?

— Откройте содержание и определите тему нашего урока. (М. Вайсман «Лучший друг медуз».)

— Предположите, о чем это произведение. (Оморе, о медузах.)

— Что знаете о медузах?

Медуза — морское животное в виде зонта, со студенистым те­лом, снабженным щупальцами.

Прочитаем произведение М. Вайсман и узнаем, кто же луч­ший друг медуз.

IV. Работа по теме урока

Настройтесь на чтение, послушав звуки моря. (Учитель включает аудиозапись «Звуки моря».) (Дети по цепочке читают первую часть рассказа в учебнике нас. 148-149.)

— Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)

— Кто из вас догадался, как его зовут?

— О чем он нам рассказал? (Он вместе с сестрой отдыхал на море.)

— Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?

— Они дружны или нет? Что вы о них узнали?

— Вправе ли главный герой считать себя «другом всех зверей»? Почему вы так думаете? (Нет, так как Филя испытывает к медузам неприязнь.)

— Из каких слов это видно? Зачитайте отрывки из текста.

— А почему же он сам себе противен? (Филе и самому непри­ятно, что он так относится к медузам, но перебороть свою неприязнь он не может.)

— С вашей точки зрения, Филя способен нанести медузам вред? Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться? Обоснуйте свое мнение.

149

— Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз? Продолжим знакомство с произведением.


V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Дети читают вторую часть рассказа на с. 149—151.)

— Назовите героев этой части.

— Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика сло­ва «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»? Что означает слово «склизкие»? Как эти слова характеризуют мальчика? (Злой, грубый, не любит животных и издевается над ними.)

— Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам? (Когда Филя увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они тоже могут испытывать боль, поэтому он стал их защищать.)

— Когда же он почувствовал, что начал любить их? (Когда он пожалел медуз.)

— Как бы вы поступили на месте Фили? С кем из мальчиков вы стали бы дружить?

— Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами? Как вы реагировали на это?

— Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»? (Да, он будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему вред.)

(Чтение второй части рассказа по ролям.)

— Сколько действующих лиц нам понадобится? (Трое: герой- рассказчик, Филя и мальчик.)

— При чтении постарайтесь передать характеры героев.

VII. Рефлексия

(Дети получают лист бумаги с изображением капли.)

— Раскрасьте ее одним из двух цветов: если урок понравил­ся — синим, если что-то не очень понравилось — голубым. Если же урок показался скучным и ничего не понравилось, оставьте каплю белой.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким рассказом вы познакомились? Как вы думаете, правильно ли, что этот рассказ разместили в данной главе? (Способность сопереживать, сочувствовать другому, жела­ние поддержать, помочь, спасти в трудной ситуации — это и есть проявления любви, поэтому правильно, что рассказ помещен в эту главу.)

— Кто же является лучшим другом медуз? (Филя, который сначала относился к медузам с отвращением, но сочувствие, сопереживание помогли побороть страх, и он «подружился с медузами».)

— Какова главная мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.)

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы: № 20 (с. 42—43).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: