Урок 3 9. Т. Пономарева «Автобус»

Цели: учить видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя-рассказчика; обсудить особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, чем они различаются по своей цели и построению.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)


Урок 39. Т. Пономарева «Автобус»

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Сегодня очередное занятие клуба «Ключ и заря». Мы продол­жаем изучать начатую нами на прошлых уроках тему.

— Кто помнит, как она называется?

(Учитель читает текст в учебнике на с. 113.)

— Определите тему нашего урока. (Прочитать историю из кни­ги Татьяны Пономаревой «Укротитель макарон».)

(Учитель выставляет портрет писательницы и книгу «Укро­титель макарон».)



Материал для учителя

Татьяна Дмитриевна Пономарева родилась 9 ноября 1977 г. в Москве у Покровских Ворот. Училась в маленькой сельской школе в подмо­сковном поселке Клязьма, потом в любимой 720-й московской школе, потом в медицинском училище. Закончила Литературный институт им. Горького. Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором... «Думаю — все эти мои работы были по при­званию, обо всех вспоминаю с благодарностью».

В детстве хотела стать балериной, любила читать сказки. На вопрос: «Почему Вам нравится быть писателем?» — она отвечает: «Не знаю. На­верное, потому, что уже поздно становиться балериной».

— Откройте содержание учебника и найдите, какие истории из этой книги нам предлагают почитать.

Сегодня мы познакомимся с одной из них.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 114 и прочитайте произведение Татьяны Пономаревой «Автобус».

— Сколько героев (действующих лиц) в этой истории? Миша говорит, что двое, а Маша — что их не меньше трех. А как думаете вы?

— Поведение автобуса напоминает вам чье-то поведение? Чье именно?

— Объявление в газете подтверждает вашу догадку?

(Дети ищут подтверждение своих ответов в тексте.)

— Симпатичный ли человек бабушка? Перечитайте произве­дение и выберите слова и выражения, которые помогут вам составить характеристику бабушки.

— Что вы можете сказать о ней? (Это добрый, заботливый че­ловек, она пожалела автобус, отмыла его и отремонтирова­ла, ночью беспокоилась, все смотрела в окно, а утром нашла хозяина.)

121

— Она похожа на вашу бабушку? Чем?


Поймать сбежавшего из зоопарка льва, укротить макароны, успокоить грустное привидение и приютить бездомный автобус не так уж и просто. Но отважная и добрая бабушка легко справ­ляется с этими трудными делами.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Учитель читает текст на с. 115—116.)

— Как вы думаете, это рассказ, сказка или небылица? Найдите отрывки из текста, подтверждающие ваше мнение.

(Учитель продолжает читать текст на с. 116—117.)

— Чем же похожи небылица, рассказ и сказка? (Это все лите­ратурные жанры. И в небылице, и в сказке, и в рассказе все события могут быть выдуманными.)

— А чем отличаются? (Цели разные.)

Познакомимся с содержанием на плакате Летучей Мыши на с. 116 и узнаем цели этих жанров.

— Теперь вы сможете ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст — действительно небылица?

— Еще раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Как вы считаете, «Автобус» — это сказка или рассказ?

Прочитайте, как ответил на этот вопрос Михаил Потапович. (По смыслу это сказка-рассказ.)

— Как вы думаете, что хотел сказать Михаил Потапович о по­строении сказки? Вы согласны с ним?

— Прочитаем информацию на плакате Летучей Мыши на с. 117. (В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.)

(Учитель читает диалог Анишит Йокоповны и Кости Пого­дина на с. 117.)

— Замените слово «автобус» словом «пес» и проверьте, дейст­вительно ли по построению это рассказ, хотя события в нем необыкновенные.

— Можно ли сказать, что автор этого произведения воспри­нимает неодушевленные предметы как живые? Как назы­вается такой прием? (Олицетворение.)

VII. Рефлексия

— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, то поднимите зеленый флажок. Если все уда­валось не сразу, были затруднения, то поднимите красный флажок.


Урок 40. Т. Пономарева «В шкафу»

VIII. Подведение итогов урока

— Понравилось ли вам произведение Татьяны Пономаре­вой? Чем?

— Что вы можете сказать об авторе? (Татьяна Пономарева об­ладает фантазией и развитым воображением, и под ее взгля­дом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.)

Домашнее задание

1. Найти и прочитать рассказы Т. Пономаревой.

2. Тетрадь для самостоятельной работы: № 13 (с. 30).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: