Правила написания синквейна

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показываю­щая отношение к теме.

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать

Название (обычно существительное)______________________

Описание (обычно два прилагательных)___________________

Действия____________________________________________

Чувство (фраза)_______________________________________

Повторение сути______________________________________

(Работа в парах.)

Например:

Зина.

Милая славная.

Вспомнила, приехала, забрала.

Радость переполняет меня.

Счастье!

VI. Подведение итогов урока

— С каким произведением познакомились? Как оно написа­но? (В форме дневника.)

Дневник позволяет взглянуть на внутренний мир героев: мир его впечатлений, переживаний.

— Просмотрите весь текст от начала до конца. Найдите как можно больше подтверждений тому, что мир показан гла­зами собачки.

— Может ли собачка действительно вести такой дневник? (Нет, это выдумка, фантазия автора, попытка показать мир с точки зрения собачки.)

— Как вы думаете, чтобы написать такое произведение, нужно иметь богатую фантазию?

— Понравилось ли вам произведение?

— А знаете ли вы, к какому жанру относится это произведе­ние? (Повесть — литературное произведение, по объему боль­ше рассказа.)

Литературный пероснаж Микки имел реальный прототип — неболь­шую шуструю собачонку из породы гладкошерстных фокстерьеров, ко­торую поэт завел вскоре после того, как поселился в Париже. Беззаветно преданный хозяину и умевший выделывать всякие «штучки» песик был любимцем и поистине равноправным членом семьи. «Дневник фокса Микки» был отпечатан тиражом 200 экземпляров, каждый из которых был подписан автором. Книга моментально разошлась. Произведение это имеет традиционную дневниковую форму. Только записи ведутся от имени собачьего недоросля. Он великий озорник и фантазер, этот Микки, и к тому же мечтатель (даже стишки сочиняет). Правда, бывает он хвастлив и ворчлив. Однако о нем не скажешь, что он скучен. Главное в нем — его жизнерадостность и доброжелательность, особенно к детям.

Не покажется ли изложение однообразным? Ни в коей мере. Секрет в доверительной интонации, в вовлечении читателей в игру — ту, что на детском языке называется «понарошку». Разве не интересно узнать, что думают о нас, людях, братья наши меньшие?

В 1929 г. «Дневник фокса Микки» был переиздан — на сей раз в умень­шенном формате, зато увеличенным тиражом. На обложке был изображен Микки собственной персоной — портрет автора, выполненный с порт­ретным сходством, в чем легко убедиться, обратившись к фотографиче­ским снимкам. В отличие от хозяина М икки, видимо, любил позировать и частенько попадал в объектив. На добродушной и словно улыбающейся мордочке как бы написано: «...И в каждом доме, где есть маленькие ножки с бантиками и без бантиков, знали бы мое имя — Микки».

Домашнее задание

— Если вам понравился отрывок из произведения, то возь­мите «Дневник фокса Микки» в библиотеке и прочитайте целиком.

Урок 38. Э. Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода»

Цели: формировать такую особенность поэтического мировос­приятия, как способность создавать воображаемый, фантастиче­ский мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказыва­ния от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Викторина «Узнай стихотворение»

1. Ив небе барашки, И в море барашки,

И горы — большие

Барашки в кудряшках... («Барашки».)

2. Сколько видно сразу! Сколько видно глазу Из щелочки одной,

Из форточки любой! («Смотри!»)

3. Ты постучала В наше стекло И пропищала: — У вас тепло? Может, не слышно?

Я тихо пищу!.. («Птичка, которая на балконе».)

— Что объединяет эти произведения? (Их автор — Э. Мошков­ская.)

Материал для учителя

Эмма Мошковская — замечательная детская писательница и поэтесса. Ее сказки отличает удивительно «детская» интонация. Иногда кажется, что их написал не взрослый человек, а маленький ребенок.

Ирина Токмакова вспоминает: «Я знала Эмму Мошковскую с юных лет. Мне всегда казалось, что у нее в глубине, где-то там, что условно называется человеческой душой, живет певчая птица. Она и в обычном, буквальном смысле слова любила петь. У нее был красивый голос, и об­разование у нее было музыкальное.

Но постепенно птица эта запела по-новому. У нее стали рождаться веселые и печальные, забавные и смешные стихи. Стихи эти были адре­сованы детям».

Очень важно сказать, что, как бы ни пела Эмма Мошковская, она пела своим собственным голосом, никому и никогда не подражая. От­крыв любую из ее книг, мы с первого взгляда узнаем настоящего поэта, который отлично понимает, как живет и чувствует маленький человек. Ирина Токмакова сравнила стихи Эммы Мошковской с домом, в котором не заперты двери: «Этот дом без стен и крыши, открытый ветру, солнцу и дождю, людям, зверям и птицам, — ее поэзия».

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этой поэ­тессы и почитаем в хрестоматии два ее произведения, которые помогут нам лучше понять, почему люди фантазируют.

— Откройте в хрестоматии страницу «Содержание» и найдите эти произведения. («Мотылек», «Осенняя вода...».)

III. Работа по теме урока

(Учитель читает стихотворение в хрестоматии на с. 36—37.)

— Вспомните произведение Саши Черного «Дневник Фокса Микки», которое вы прочитали в учебнике. Чьими глазами видится мир в том тексте? От чьего имени ведется рассказ?

(Дневник написан от имени фокстерьера Микки, и мир в нем показан глазами собаки.)

— А от чьего лица написано стихотворение Эммы Мошков- ской? (От имени и с точки зрения мотылька.)

— Сколько частей в стихотворении? (Две части.)

— Перечитайте первую часть. Кем был разбужен мотылек? (Он был разбужен обитателями комнаты, где он жил, школьни­ками.)

— Какие строчки помогли вам догадаться? («...солнце включили и долго уроки учили».)

— На чем сидел мотылек и почему ему стало жарко? (Он сидел на лампочке, которая казалась мотыльку «солнцем в теплень­ком пузырьке».)

— Кого и какие предметы мотылек видит с высоты своего полета? (Он видит не только детей, которые учат уроки, но и бабушку, которая вяжет чулок, играющую в куклы ма­ленькую девочку — «внучку», маму с пышками.)

— Подтвердите словами из текста.

— Перечитайте вторую часть. Кого и что разглядывает моты­лек вблизи? За кем ему нравится наблюдать больше всего? (Мотылек больше всего любит детей, делающих уроки.)

— Подтвердите словами из текста. («Как я люблю ваши лица!»)

— Как вы думаете, удалось поэтессе показать мир с точки зрения мотылька? (Эмма Мошковская убедительно описала мотылька, его любопытство, его любовь к людям, живущим рядом.)

— Какими качествами нужно обладать, чтобы это получилось? (Наблюдательностью, фантазией и воображением.)

Прочитайте мнение Маши на с. 38.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Познакомимся еще с одним произведением Эммы Мошковской.

(Учитель читает стихотворение на с. 38—39.)

— Вы знаете, что такое стоячая вода?

(Чтение диалога Кости и Миши на с. 39.)

— А где вы представляете героя стихотворения? (Герой-рас- сказчик рассматривает лесное озерцо или дачный пруд, как заметил Костя Погодин; а может быть, это болотце, как сказал Миша.)

— А кто-нибудь из вас видел стоячую воду? Где?

— А как поэтесса передает ощущение того, что вода стоячая? (Вода кажется ненастоящей, лист упал «будто на твердое...».)

— С чем герой сравнивает застывшую водную поверхность? (С пыльным, непромытым, непротертым зеркалом.)

— Найдите подтверждение в тексте.

— Как вы думаете, почему автор использует так много слов — названий признаков?

— Легко ли разглядеть что-то в этом водном зеркале? (Разгля­деть что-либо в осенней стоячей воде нелегко, у героя даже возникает сомнение: настоящая ли это вода.)

— Подтвердите строчками из текста.

— Маша считает, что в описании осенней воды есть какая-то тайна. Вы тоже так думаете?

— За счет чего усиливается ощущение загадки, тайны в двух последних строфах? (Герою-рассказчику кажется, что под водой прячется какое-то неизвестное существо.)

— Можете ответить на вопросы, которые задает себе ге- рой-рассказчик, так, чтобы ощущение таинственности, сказочной атмосферы продлилось? Проявите свою фан­тазию.

— А какой ответ сразу вернет нас в обычную жизнь?

VI. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Какими качествами должна обладать поэтесса, создавая такие произведения? (Фантазией, воображением, наблюда­тельностью.)

— Вам понравились произведения?

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение «Мотылек» (хрестоматия, с. 36-37).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: