Место учебного предмета «Русский язык» в учебном

УДК 372.8:811.161.1

ББК 74.26



ISBN 978-5-09-037969-4


© Издательство «Просвещение», 1999

© Издательство «Просвещение», 2011, с изменениями

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2011 Все права защищены


 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка............................................................. 4

Общая характеристика курса.................................................. 5




Место учебного предмета «Русский язык» в учебном

плане.................................................... 11
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Содержание курса......................................... 14
Тематическое планирование.............................. 21
5 класс......................................................
6 класс...................................................... 41
7 класс...................................................... 60
8 класс...................................................... 75
9 класс...................................................... 91

Учебно-методическое обеспечение.................................... 101

Приложение............................................................................. 102


 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов со- ставлена с использованием материалов Федерального государ- ственного образовательного стандарта основного общего об- разования1 и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы2.

Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:

  общения  во  всех  сферах  жизни  (в  быту,  между  гражда- нами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

хранения и передачи информации;

связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык — один из развитых языков мира. Он от- личается богатством словаря, словообразовательных и грам- матических средств, располагает неисчерпаемыми возмож- ностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое зна- чение.

Русский язык в современном мире — один из официаль- ных языков ООН. В Российской Федерации он является го- сударственным языком.

Свободное владение русским языком — обязательное усло- вие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям со- временного общества, усилить практическую направленность обучения  русскому  языку,  повысить  эффективность  каждого урока.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентирован- ной личности с развитым чувством самосознания и общерос- сийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину,  знающего  и  уважающего  родной  язык,  сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство полу- чения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство  освоения  морально-этических  норм,  принятых  в  об- ществе;

 

1 См.: http://минобрнауки.рф/документы/938.

2 См.: Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5—9 классы — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.


 

 


овладение системой знаний, языковыми и речевыми уме- ниями и навыками, развитие готовности и способности к ре- чевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными дей- ствиями, формирование навыков самостоятельной учебной де- ятельности, самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и за- кономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потен- циального словарного запаса,  расширение объёма используе- мых в речи грамматических средств, совершенствование ор- фографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладе- ние правилами использования языка в разных ситуациях об- щения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной де- ятельности,  умений  вести  диалог,  искать  и  находить  содержа- тельные компромиссы.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка со- ставляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё вклю- чаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, професси- ональных.

Программа содержит:

отобранную в соответствии  с  задачами  обучения  систе- му понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как раз- вивающемся  явлении  и  т.  д.;  речеведческие  понятия,  на  ос- нове которых строится работа по развитию связной речи уча- щихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; пере-

чень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.


 

 

 


Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и ре- чевых умений и навыков, которыми должны овладеть уча- щиеся.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного под- хода, который обеспечивает формирование и развитие ком- муникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использо- вания языка в жизненно важных для данного возраста сфе- рах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оцени- вать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намере- ния и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному из- менению собственного речевого поведения.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содейство- вать развитию логического мышления и речи учащихся. Раз- витие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говоре- ния, аудирования (слушания), чтения и письма) и осущест- вляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овла- дение нормами русского литературного языка: литературно- го произношения, образования форм слов, построения сло- восочетаний и предложений, употребления слов в соответ- ствии с их лексическим значением и стилевой принадлежно- стью.

Овладение нормами русского литературного языка предпо- лагает систематическую работу по устранению из речи уча- щихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильно- стью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу  своей  речи  и  речи  товарищей  с  точки  зрения  её  со- ответствия литературным нормам.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся по- полняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обо- гащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивает- ся систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников


 

 

 


умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку об- ращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться сло- варями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и пред- ложений, наблюдениями над формой, значением и особенно- стями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся — форми- рование умений и навыков связного изложения мыслей в уст- ной и письменной форме. Развитие связной речи предпо- лагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при вы- полнении специальных упражнений и при подготовке изложе- ний и сочинений. Она включает формирование и совершен- ствование  умений  анализировать  тему,  уточнять  её  границы, определять основную мысль, составлять план и в соответ- ствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

На уроках русского языка уделяется внимание совершен- ствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академиче- ского красноречия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием ре- чевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчёт- ливо произносить слова, различать ударные и безударные сло- ги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, не- выразительно.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетен-

ции формируются на основе овладения необходимыми знани- ями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обо- гащения словарного запаса и грамматического строя речи уча- щихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фра- зеологических выражений, грамматических форм, синтаксиче- ских конструкций; совершенствования орфографической и


 

 

 


пунктуационной грамотности; умения пользоваться различны- ми видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений преподавания русского язы- ка — организация работы по овладению учащимися прочны- ми и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам те- ории, которые служат базой для формирования орфографиче- ских, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова  по  составу,  различение  частей  речи,  определение  грам- матической основы предложения, умение устанавливать связи слов  в  предложении  и  т.  д.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в прак- тической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетическо- го, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует ис- пользовать прежде всего для объяснения условий выбора ор- фограммы и знаков препинания, а также для выработки на- выков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского язы- ка является формирование навыков грамотного письма. Изу- чая с учащимися орфографические и пунктуационные пра- вила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографи- ческих умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написа- ниями. Запоминание требует обязательной зрительной опо- ры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объеди- нение слов в особые лексические группы, составление с дан- ными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд одно- коренных  слов,  ведение  индивидуальных  словариков,  обра- щение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.

Важно обеспечить закрепление орфографических и пунк-

туационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков право- писания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изу- чения предмета.


 

 

 


Особую важность приобретает контроль учителя за класс- ными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников.

Большое значение для формирования у школьников само- стоятельности в учебном труде имеет приобщение их к рабо- те со справочной литературой. Постепенно переходя от спра- вочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у уча- щихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, уда- рения, образования формы, раскрытия значения.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, националь- но-культурной специфики русского языка, освоение норм рус- ского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культур- ным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельност- ный подход, предполагающий предъявление материала не толь- ко в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Направленность курса русского (родного) языка на форми- рование коммуникативной, языковой и лингвистической (язы- коведческой) и культуроведческой компетенции нашла отра- жение в структуре программы.

Материал школьного курса русского языка по классам рас- полагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и сло- вообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях син- таксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8—9 классах.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя суще- ствительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в 5, 6 и 9 классах.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для ре-


 

 

 


шения воспитательных задач и создают эмоциональный на- строй, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уро- ках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие све- дения о языке», которым заканчивается школьный курс рус- ского языка в 9 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделя- ются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1—4 классах» определено содержание этой ра- боты, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним зве- ном обучения. В остальных классах содержание работы на уро- ках повторения не регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изуча- емым в несколько этапов, на следующей ступени предшеству- ет повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденно- го. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связ-

ной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально рас- пределяются среди грамматического материала. Это обеспечи- вает равномерность обучения речи, условия для его органи- зации.

В конце программы каждого класса в специальном разде- ле перечислены основные умения и навыки, которые форми- руются в процессе изучения сведений о языке и речи.

В программе указан годовой объём учебного времени по каждому  классу,  а  также  распределение  количества  часов  по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость мате- риала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятую часть времени, не ослабляя, однако, изучение базовых знаний и работу по формированию умений и навыков. Для этого преподаватель располагает следующими возможностя- ми: давать учащимся сходные и сложные темы обобщённо (в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного; увеличивать (за счёт повторения пройденного


 

 

 


в сильных классах) количество работ по развитию связной речи.

Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значи- мость материала для их формирования, учитель сам распре- деляет время на программные темы того или иного класса.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (ва- риант 1) предусматривает обязательное изучение русского (род- ного) языка на этапе основного общего образования в объ- ёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе — 105 ч. Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную  часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы состав-

ляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами освоения выпускниками ос- новной школы программы по русскому (родному) языку яв- ляются:

1) понимание русского языка как одной из основных на- ционально-культурных ценностей русского народа; определя- ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, твор- ческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; ува- жительное  отношение  к  родному  языку,  гордость  за  него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер- шенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грам- матических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само- оценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку яв- ляются:


 

 

 


1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письмен- ного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных ис- точников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите- ратурой;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказыва- ния с точки зрения их содержания, стилистических особен- ностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной дея- тельности (индивидуальной и коллективной), последователь- ность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват- но формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных ор- фоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюде- ние основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения её со- держания, языкового оформления; умение находить грамма- тические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совер- шенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с не- большими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме- там, применять полученные знания, умения и навыки анали-


 

 

 


за языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окру- жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждени- ях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль- ного межличностного и межкультурного общения.

 

Предметными результатами освоения выпускниками ос- новной школы программы по русскому (родному) языку яв- ляются:

1) представление об основных функциях языка, о роли рус- ского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка меж- национального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитар- ных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; пони- мание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная  и  письменная;  монолог,  диалог  и  их  виды;  ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистиче- ский, официально-деловой стили, язык художественной лите- ратуры; жанры научного, публицистического, официально-де- лового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы  речи  (повествование,  описание,  рассуждение);  текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и осо- бенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лекси- ки и фразеологии русского языка, основными нормами русско- го литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грам- матическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамма- тических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетиче- ского, морфемного, словообразовательного, лексического, мор- фологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к опре- делённым функциональным разновидностям языка, особенно- стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;


 

 

 


8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способ- ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: