Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межна- ционального общения. Русский язык в современном мире.


 

 

 


Русский язык в кругу других славянских языков. Роль ста- рославянского (церковнославянского) языка в развитии рус- ского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функ- ционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидно- сти, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы.

Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диа- лектами, просторечием, профессиональными разновидностя- ми языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

 

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Эле- менты фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила но- рмативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и бе- зударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких соглас- ных. Объяснение с помощью элементов транскрипции осо- бенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения про- износительной культурой.

 

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости соглас- ных. Способы обозначения [J’].


 

 

 


2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопеди- ях, в CMC-сообщениях.

 

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми- нимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Оконча- ние как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со-

гласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про- изводящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суф- фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в дру- гую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразо- вания.

Определение основных способов словообразования, постро- ение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообра- зованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и эти- мологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

 

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как едини- ца языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностран- ных слов.


 

 

 


Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас- сивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употреб- ления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Тер- мины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. По- словицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологи- ческие словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значе- ния с точки зрения её активного и пассивного запаса, про- исхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со зна- чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово- употребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических сло- варей различных типов (толкового словаря, словарей синони- мов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразе- ологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

 

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Си- стема частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в систе- ме частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структу- ре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.

Словари   грамматических  трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значе- нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.


 

 

 


Применение морфологических знаний и умений в практи- ке правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в ре- чевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы слово- сочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ- ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе- мого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, пол- ные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выраже- ния синтаксических отношений между частями сложного пред- ложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси- ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль- ности, уместности и выразительности употребления синтакси- ческих конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Поня- тие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Пра- вописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребле- ние прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.


 

 

 


Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи-

нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа- логе.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зорко- стью. Соблюдение основных орфографических и пунктуаци- онных норм в письменной речи. Опора на фонетический, мо- рфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: