1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межна- ционального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль ста- рославянского (церковнославянского) языка в развитии рус- ского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функ- ционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидно- сти, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы.
Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диа- лектами, просторечием, профессиональными разновидностя- ми языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
|
|
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Эле- менты фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила но- рмативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и бе- зударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких соглас- ных. Объяснение с помощью элементов транскрипции осо- бенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения про- износительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости соглас- ных. Способы обозначения [J’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопеди- ях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми- нимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Оконча- ние как формообразующая морфема.
|
|
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со-
гласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про- изводящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суф- фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в дру- гую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразо- вания.
Определение основных способов словообразования, постро- ение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообра- зованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и эти- мологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как едини- ца языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностран- ных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас- сивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употреб- ления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Тер- мины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. По- словицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологи- ческие словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значе- ния с точки зрения её активного и пассивного запаса, про- исхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со зна- чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово- употребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических сло- варей различных типов (толкового словаря, словарей синони- мов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразе- ологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Си- стема частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в систе- ме частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структу- ре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значе- нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
|
|
Применение морфологических знаний и умений в практи- ке правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в ре- чевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы слово- сочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ- ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе- мого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, пол- ные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выраже- ния синтаксических отношений между частями сложного пред- ложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси- ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль- ности, уместности и выразительности употребления синтакси- ческих конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Поня- тие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Пра- вописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребле- ние прописной и строчной буквы. Перенос слов.
|
|
Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи-
нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа- логе.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зорко- стью. Соблюдение основных орфографических и пунктуаци- онных норм в письменной речи. Опора на фонетический, мо- рфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ