Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой  этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус- ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев- ной жизни.

Учебники, реализующие рабочую программу:

1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

2) Баранов М. Т.,  Ладыженская Т. А., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейки- на А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 8 класс. На- учный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейки- на А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. На- учный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.


     

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС (175 ч)

ЧАСТЬ 1

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч + 1 ч)

Язык и человек Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение.
Общение устное и письменное Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий об- щения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализи- руя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят при- меры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.
Читаем учебник Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенно- стями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализиру- ют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными сло- вами.
Слушаем на уроке Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной мо- нологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиня- ют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. Работают дома: слу- шают информационное сообщение в СМИ и готовят его пересказ в классе.
Стили речи Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литера- туры и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определён- ной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упраж- нений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения при- ветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч)

Звуки и буквы. Произношение и правописание Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказы- вают и обосновывают своё мнение о тексте. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с по- нятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают по- нятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины.
Орфограмма Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выпол- няют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с по- нятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.
Правописание проверяемых безу- дарных гласных в корне слова Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают пра- вило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражне- ния, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, про- ставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одина- ково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.
Правописание проверяемых со- гласных в корне слова Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки на- писания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным напи- санием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.
Правописание непроизносимых со- гласных в корне слова Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.

     

 

   
Буквы и, у, а после шипящих Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выпол- няют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущен- ные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из прави- ла, работают с орфографическим словарём, составляют предложения.
Разделительные ъ и ь Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком.
Раздельное написание предлогов с другими словами Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими сло- вами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Ра- ботают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.
Что мы знаем о тексте Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.
Части речи С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписы- вают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признака- ми этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, опреде- ляют главные члены в одном из предложений. Пишут сочинение.
Глагол Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложе- ния по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упраж- нениях. Ставят глаголы в неопределённую форму.
-Тся и -ться в глаголах Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Тема текста Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перера- батывают сочинение и записывают исправленный вариант.
Личные окончания глаголов Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи табли- цы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют пред- ложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами.
Имя существительное Определяют морфологические признаки имени существительного. Опре- деляют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизи- руют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.
Имя прилагательное Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Состав- ляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прила- гательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант.
Местоимение Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пере- сказывают текст, выписывают из него местоимения.
Основная мысль текста Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на за- данную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч + 7 ч)

Синтаксис Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точ- ки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.

     

 

   
Пунктуация Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осозна- ют значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Спи- сывают тексты, пишут краткие изложения.
Словосочетание Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Рабо- тают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.
Разбор словосочетания Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или пред- лог). Выполняют разборы словосочетаний.
Предложение Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. Пишут сжатое изложение по тексту.
Виды предложений по цели вы- сказывания Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопроси- тельных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют ин- тонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Об- ращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина.
Восклицательные предложения Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицатель- ные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложе- ния и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища.
Члены предложения Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют ос- новы в предложениях.
Главные   члены предложения. Подлежащее Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Сказуемое Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-со- чинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.
Тире между подлежащим и сказу- емым Распознают опознавательный признак употребления тире как знака раз- деления между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения.
Нераспространённые и распростра- нённые предложения Различают распространённые и нераспространённые предложения. Состав- ляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами.
Второстепенные члены предложе- ния Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схе- му, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения.
Дополнение Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графиче- ски. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы рас- пространённых предложений. Пишут диктант.
Определение Распознают определение в предложении, выделяют определение графиче- ски. Распространяют предложения определениями.
Обстоятельство Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство гра- фически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют уст- ный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополне- ния и обстоятельства.
Предложения с однородными чле- нами Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, ка- кие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют

     

 

    предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами.
Знаки препинания в предложени- ях с однородными членами Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложе- ниях с однородными членами; составляют предложения с однородными чле- нами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант.
Предложения с обращениями Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интони- руют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют пред- ложения с обращениями.
Письмо Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.
Синтаксический разбор простого предложения Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интона- ции, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Вы- полняют устный и письменный разборы предложений.
Пунктуационный разбор простого предложения Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуацион- ный разбор предложений.
Простые и сложные предложения Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные пред- ложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схе- мы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.
Синтаксический разбор сложного предложения Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, зна- кам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и слож- ные предложения».

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Прямая речь Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами сло- ва автора и прямую речь).
Диалог Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди чи- тают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Модели- руют диалог, описывая происходящее на картинке.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде-  ла. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. Пишут выбороч- ное изложение.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч)

Фонетика Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демон- стрирующую группы звуков речи в русском языке.
Гласные звуки Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки».
Согласные звуки Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой ре- чью, обозначают орфограммы.

     

 

   
Изменение звуков в потоке речи Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анали- зируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.
Согласные твёрдые и мягкие Распознают твёрдые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной.
Повествование Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к опре- делённому стилю. Составляют план текста.
Согласные звонкие и глухие Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличи- тельную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предло- жениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламиру- ют его.
Графика Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объ- ясняют важность графики и каллиграфии.
Алфавит Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст. Пишут диктант.
Описание предмета Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, ана- лизируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут дик- тант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.
Двойная роль букв е, ё, ю, я Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозна- чают два звука или мягкость предыдущего согласного.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Орфоэпия Осознают важность нормативного произношения для культурного челове- ка. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель- ные ошибки.
Фонетический разбор слова Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические раз- боры слов.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 ч + 2 ч)

Слово и его лексическое значение Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют разли- чие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анали- зируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и опреде- ляют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.
Однозначные и многозначные слова Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых ос- нована на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.
Прямое и переносное значение слов Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное зна- чение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и пере-

     

  носном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные пред- ложения со словами в переносном значении. Пишут диктант.
Омонимы Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Со- ставляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Ана- лизируют стихотворение, содержащее омонимы.
Синонимы Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические разли- чия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам. Пишут сочинение по картине, используя синонимы.
Антонимы Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, поль- зуясь словарём антонимов.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Готовят сообщение о словаре. Пи- шут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объ- ясняя знаки препинания.

ЧАСТЬ 2

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ч + 4 ч)

Морфема — наименьшая значи- мая часть слова Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их со- ответствующими знаками.

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Изменение и образование слов Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опреде- ляют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова).
Окончание Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в сло- вах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.
Основа слова Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, вы- деляют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в фор- ме письма товарищу.
Корень слова Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.
Рассуждение Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочине- ние, в котором объясняют происхождение названий дней недели.
Суффикс Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.
Приставка Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают при- ставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных при- ставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут вы- борочное изложение по тексту упражнения.

     

 

   
Чередование звуков Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в од- ной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с че- редующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).
Беглые гласные Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выде- ляют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередо- вании; записывают слова с таким чередованием.
Варианты морфем Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов.
Морфемный разбор слова Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; при- ставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант.
Правописание гласных и соглас- ных в приставках Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обо- значают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в пристав- ках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в пара- графе орфограммой.
Буквы з и с на конце приставок Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбира- ют правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в па- раграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с при- ставками с орфограммой. Пишут диктант.
Буквы а — о в корне -лаг- — -лож- Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг- — -лож-. Вы- бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.
Буквы а — о в корне -раст- — -рос- Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Вы- бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам од- нокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Буквы ё — о после шипящих в корне Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Вы- бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется при- менить правила, изученные в разделе «Словообразование».
Буквы и — ы после ц Усваивают правило написания букв и — ы после ц. Выбирают правиль- ное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфо- грамма.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его. Пишут сочинение по картине или описывают её устно.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное (17 ч + 4 ч)

Имя существительное как часть речи Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются при- ведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён су- ществительных. Составляют распространённые предложения по картине.
Доказательства в рассуждении Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». Пи- шут сочинение-рассуждение.

     

 

   
Имена существительные одушев- лённые и неодушевлённые Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушев- лёнными и неодушевлёнными именами существительными.
Имена существительные    соб- ственные и нарицательные Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Под- бирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. Пишут сжатое изложение. Рассказывают об имени существительном по плану.
Род имён существительных Определяют род имён существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существитель- ных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют сло- восочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных.
Имена существительные, кото- рые имеют форму только множе- ственного числа Распознают имена существительные, имеющие форму только множе- ственного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмеча- ют количество имён существительных в тексте.
Имена существительные, кото- рые имеют форму только един- ственного числа Распознают имена существительные, имеющие форму только единствен- ного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, рас- пределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает уда- рение. Пишут диктант.
Три склонения имён существи- тельных Определяют тип склонения имён существительных. Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний состав- ляют новую таблицу на основе данной в учебнике.
Падеж имён существительных Определяют падеж имён существительных. Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с име- нами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Правописание гласных в падеж- ных окончаниях существительных в единственном числе Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях суще- ствительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам). Работают дома: слушают по радио сообщение о погоде и письменно пересказывают его. Пишут из- ложение по тексту упражнения.
Множественное число имён су- ществительных Определяют морфологические признаки множественного числа имён су- ществительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написа- ния мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст.
Правописание о — е после ши- пящих и ц в окончаниях существи- тельных Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц в окончани- ях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записыва- ют данный текст в форме диалога. Пишут диктант.
Морфологический разбор имени существительного Характеризуют имя существительное по его морфологическим призна- кам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Пишут диктант.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз- дела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Пишут диктант из слов с не- проверяемым написанием. Пишут сочинение по картине и описывают её устно. Пишут отзыв на устное описание товарища.

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

 


     

 

   
Имя прилагательное как часть речи Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его син- таксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прила- гательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Гото- вят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.
Правописание гласных в падеж- ных окончаниях прилагательных Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Пишут сочи- нение-описание. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных.
Описание животного Воспринимают описание животного как вариант описания. Пишут изложение по тексту, в котором есть описание животного.
Прилагательные полные и крат- кие Распознают полные и краткие формы имён прилагательных. Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выде- ляют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовят уст- ное повествование с элементами описания по картине.
Морфологический разбор имени прилагательного Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Пишут сочинение по плану. Пишут диктант.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Работают со словарём: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существи- тельных и прилагательных, обозначают орфограммы. Пишут сочине- ние — описание животного.

Глагол (29 ч + 6 ч)

Глагол как часть речи Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаго- лы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказу- емые с подлежащими.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Не с глаголами Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Состав- ляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя гла- голы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант.
Рассказ Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к ил- люстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему.
Неопределённая форма глагола Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, ис- пользуя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, оза- главливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола.
Правописание -тся и -ться в глаголах Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменя- ют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суф- фиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть.
Виды глагола Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упраж- нениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвеча- ют на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенно- го видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами.
Буквы е — и в корнях с чередо- ванием Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередо- ванием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

     

 

   
Невыдуманный рассказ (о себе) Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указыва- ют недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...».
Время глагола Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов.
Прошедшее время Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем вре- мени, которые часто произносятся неправильно.
Настоящее время Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют сло- восочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.
Будущее время Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пи- шут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт».
Спряжение глаголов Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окон- чанием, составляют с ними словосочетания или предложения.
Как определить спряжение гла- гола с безударным личным оконча- нием Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным лич- ным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряже- ние глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем вре- мени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
  Подбирают глаголы для описания характера людей. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант.
Морфологический разбор глагола Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтакси- ческой роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Пишут сжатое из- ложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. Составля- ют и разыгрывают диалог.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единствен- ного числа Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаго- лах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант: учат стихотворение и записывают его по памяти.
Употребление времён Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз- дела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рису- нок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозна- чают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непро- веряемыми написаниями, данных в разделе.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 ч + 2 ч)

Разделы науки о языке Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и

     

 

грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составля- ют план сообщения об одной из частей речи. Анализируют тексты. Пи- шут сочинение.
Орфограммы в корнях слов в приставках и Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанав- ливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, состав- ляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант.

Орфограммы в окончаниях слов

Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают при- меры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант.

Употребление букв ъ и ь

Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. За- полняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения.

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предло- жениях с прямой речью

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графи- чески выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записыва- ют его по памяти.
         

6 КЛАСС (210 ч) ЧАСТЬ 1

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3 ч + 1 ч)

Русский язык — один из разви- тых языков мира Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека.

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
  Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание.
Язык, речь, общение Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения.
Ситуация общения Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации. Пишут поздравление учителю. Высказывают своё мне- ние о прочитанном тексте. Анализируют стихотворения.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (6 ч + 2 ч)

Фонетика. Орфоэпия Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произно- сительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основ- ную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозна- чают орфограммы.
Части речи Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль.
Орфограммы в окончаниях слов Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написа- ния окончаний слов.

     

 

    Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пи- шут сочинение на одну из предложенных тем.
Словосочетание Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.
Простое предложение.   Знаки препинания Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подби- рают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые предложения; предложения с обращениями.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам.
Синтаксический разбор предло- жений Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения.
Прямая речь. Диалог Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.

ТЕКСТ (3 ч + 2 ч)

Текст, его особенности Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют не- дочёты в выборе средств связи между предложениями.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста Анализируют текст с точки зрения е












<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow