1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус- ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев- ной жизни.
Учебники, реализующие рабочую программу:
1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
2) Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейки- на А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 8 класс. На- учный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейки- на А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. На- учный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС (175 ч)
ЧАСТЬ 1
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч + 1 ч) | |
Язык и человек | Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. |
Общение устное и письменное | Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий об- щения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализи- руя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят при- меры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. |
Читаем учебник | Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенно- стями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализиру- ют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными сло- вами. |
Слушаем на уроке | Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной мо- нологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиня- ют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. Работают дома: слу- шают информационное сообщение в СМИ и готовят его пересказ в классе. |
Стили речи | Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литера- туры и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определён- ной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упраж- нений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения при- ветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч) | |
Звуки и буквы. Произношение и правописание | Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказы- вают и обосновывают своё мнение о тексте. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с по- нятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают по- нятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины. |
Орфограмма | Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выпол- няют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с по- нятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. |
Правописание проверяемых безу- дарных гласных в корне слова | Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают пра- вило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражне- ния, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, про- ставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одина- ково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант. |
Правописание проверяемых со- гласных в корне слова | Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки на- писания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным напи- санием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов. |
Правописание непроизносимых со- гласных в корне слова | Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание. |
Буквы и, у, а после шипящих | Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выпол- няют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущен- ные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из прави- ла, работают с орфографическим словарём, составляют предложения. |
Разделительные ъ и ь | Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком. |
Раздельное написание предлогов с другими словами | Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими сло- вами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Ра- ботают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней. |
Что мы знаем о тексте | Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана. |
Части речи | С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписы- вают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признака- ми этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, опреде- ляют главные члены в одном из предложений. Пишут сочинение. |
Глагол | Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложе- ния по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упраж- нениях. Ставят глаголы в неопределённую форму. |
-Тся и -ться в глаголах | Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема текста | Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перера- батывают сочинение и записывают исправленный вариант. |
Личные окончания глаголов | Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи табли- цы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют пред- ложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами. |
Имя существительное | Определяют морфологические признаки имени существительного. Опре- деляют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизи- руют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных. |
Имя прилагательное | Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Состав- ляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прила- гательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант. |
Местоимение | Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пере- сказывают текст, выписывают из него местоимения. |
Основная мысль текста | Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на за- данную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания. |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч + 7 ч) | |
Синтаксис | Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точ- ки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. |
Пунктуация | Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осозна- ют значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Спи- сывают тексты, пишут краткие изложения. |
Словосочетание | Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Рабо- тают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка. |
Разбор словосочетания | Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или пред- лог). Выполняют разборы словосочетаний. |
Предложение | Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. Пишут сжатое изложение по тексту. |
Виды предложений по цели вы- сказывания | Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопроси- тельных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют ин- тонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Об- ращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина. |
Восклицательные предложения | Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицатель- ные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложе- ния и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища. |
Члены предложения | Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют ос- новы в предложениях. |
Главные члены предложения. Подлежащее | Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Сказуемое | Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-со- чинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых. |
Тире между подлежащим и сказу- емым | Распознают опознавательный признак употребления тире как знака раз- деления между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения. |
Нераспространённые и распростра- нённые предложения | Различают распространённые и нераспространённые предложения. Состав- ляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами. |
Второстепенные члены предложе- ния | Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схе- му, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения. |
Дополнение | Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графиче- ски. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы рас- пространённых предложений. Пишут диктант. |
Определение | Распознают определение в предложении, выделяют определение графиче- ски. Распространяют предложения определениями. |
Обстоятельство | Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство гра- фически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют уст- ный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополне- ния и обстоятельства. |
Предложения с однородными чле- нами | Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, ка- кие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют |
предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами. | |
Знаки препинания в предложени- ях с однородными членами | Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложе- ниях с однородными членами; составляют предложения с однородными чле- нами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант. |
Предложения с обращениями | Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интони- руют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют пред- ложения с обращениями. |
Письмо | Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу. |
Синтаксический разбор простого предложения | Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интона- ции, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Вы- полняют устный и письменный разборы предложений. |
Пунктуационный разбор простого предложения | Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуацион- ный разбор предложений. |
Простые и сложные предложения | Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные пред- ложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схе- мы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам. |
Синтаксический разбор сложного предложения | Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, зна- кам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и слож- ные предложения». |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Прямая речь | Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами сло- ва автора и прямую речь). |
Диалог | Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди чи- тают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Модели- руют диалог, описывая происходящее на картинке. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. Пишут выбороч- ное изложение. |
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч) | |
Фонетика | Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демон- стрирующую группы звуков речи в русском языке. |
Гласные звуки | Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки». |
Согласные звуки | Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой ре- чью, обозначают орфограммы. |
Изменение звуков в потоке речи | Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анали- зируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. |
Согласные твёрдые и мягкие | Распознают твёрдые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной. |
Повествование | Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к опре- делённому стилю. Составляют план текста. |
Согласные звонкие и глухие | Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличи- тельную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предло- жениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламиру- ют его. |
Графика | Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объ- ясняют важность графики и каллиграфии. |
Алфавит | Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст. Пишут диктант. |
Описание предмета | Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет. |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, ана- лизируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут дик- тант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте. |
Двойная роль букв е, ё, ю, я | Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозна- чают два звука или мягкость предыдущего согласного. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Орфоэпия | Осознают важность нормативного произношения для культурного челове- ка. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель- ные ошибки. |
Фонетический разбор слова | Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические раз- боры слов. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины. |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 ч + 2 ч) | |
Слово и его лексическое значение | Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют разли- чие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анали- зируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и опреде- ляют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов. |
Однозначные и многозначные слова | Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых ос- нована на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста. |
Прямое и переносное значение слов | Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное зна- чение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и пере- |
носном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные пред- ложения со словами в переносном значении. Пишут диктант. | |
Омонимы | Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Со- ставляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Ана- лизируют стихотворение, содержащее омонимы. |
Синонимы | Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические разли- чия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам. Пишут сочинение по картине, используя синонимы. |
Антонимы | Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, поль- зуясь словарём антонимов. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Готовят сообщение о словаре. Пи- шут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объ- ясняя знаки препинания. |
ЧАСТЬ 2
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ч + 4 ч) | |
Морфема — наименьшая значи- мая часть слова | Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их со- ответствующими знаками. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Изменение и образование слов | Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опреде- ляют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова). |
Окончание | Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в сло- вах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу. |
Основа слова | Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, вы- деляют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в фор- ме письма товарищу. |
Корень слова | Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. |
Рассуждение | Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочине- ние, в котором объясняют происхождение названий дней недели. |
Суффикс | Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. |
Приставка | Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают при- ставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных при- ставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут вы- борочное изложение по тексту упражнения. |
Чередование звуков | Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в од- ной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с че- редующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). |
Беглые гласные | Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выде- ляют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередо- вании; записывают слова с таким чередованием. |
Варианты морфем | Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. |
Морфемный разбор слова | Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; при- ставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант. |
Правописание гласных и соглас- ных в приставках | Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обо- значают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в пристав- ках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в пара- графе орфограммой. |
Буквы з и с на конце приставок | Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбира- ют правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в па- раграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с при- ставками с орфограммой. Пишут диктант. |
Буквы а — о в корне -лаг- — -лож- | Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг- — -лож-. Вы- бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. |
Буквы а — о в корне -раст- — -рос- | Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Вы- бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам од- нокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Буквы ё — о после шипящих в корне | Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Вы- бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется при- менить правила, изученные в разделе «Словообразование». |
Буквы и — ы после ц | Усваивают правило написания букв и — ы после ц. Выбирают правиль- ное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфо- грамма. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его. Пишут сочинение по картине или описывают её устно. |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |
Имя существительное (17 ч + 4 ч) | |
Имя существительное как часть речи | Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются при- ведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён су- ществительных. Составляют распространённые предложения по картине. |
Доказательства в рассуждении | Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». Пи- шут сочинение-рассуждение. |
Имена существительные одушев- лённые и неодушевлённые | Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушев- лёнными и неодушевлёнными именами существительными. |
Имена существительные соб- ственные и нарицательные | Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Под- бирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. Пишут сжатое изложение. Рассказывают об имени существительном по плану. |
Род имён существительных | Определяют род имён существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существитель- ных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют сло- восочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных. |
Имена существительные, кото- рые имеют форму только множе- ственного числа | Распознают имена существительные, имеющие форму только множе- ственного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмеча- ют количество имён существительных в тексте. |
Имена существительные, кото- рые имеют форму только един- ственного числа | Распознают имена существительные, имеющие форму только единствен- ного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, рас- пределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает уда- рение. Пишут диктант. |
Три склонения имён существи- тельных | Определяют тип склонения имён существительных. Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний состав- ляют новую таблицу на основе данной в учебнике. |
Падеж имён существительных | Определяют падеж имён существительных. Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с име- нами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Правописание гласных в падеж- ных окончаниях существительных в единственном числе | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях суще- ствительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам). Работают дома: слушают по радио сообщение о погоде и письменно пересказывают его. Пишут из- ложение по тексту упражнения. |
Множественное число имён су- ществительных | Определяют морфологические признаки множественного числа имён су- ществительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написа- ния мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст. |
Правописание о — е после ши- пящих и ц в окончаниях существи- тельных | Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц в окончани- ях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записыва- ют данный текст в форме диалога. Пишут диктант. |
Морфологический разбор имени существительного | Характеризуют имя существительное по его морфологическим призна- кам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Пишут диктант. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз- дела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Пишут диктант из слов с не- проверяемым написанием. Пишут сочинение по картине и описывают её устно. Пишут отзыв на устное описание товарища. |
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч) | |
|
Имя прилагательное как часть речи | Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его син- таксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прила- гательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Гото- вят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. |
Правописание гласных в падеж- ных окончаниях прилагательных | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Пишут сочи- нение-описание. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных. |
Описание животного | Воспринимают описание животного как вариант описания. Пишут изложение по тексту, в котором есть описание животного. |
Прилагательные полные и крат- кие | Распознают полные и краткие формы имён прилагательных. Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выде- ляют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовят уст- ное повествование с элементами описания по картине. |
Морфологический разбор имени прилагательного | Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Пишут сочинение по плану. Пишут диктант. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Работают со словарём: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существи- тельных и прилагательных, обозначают орфограммы. Пишут сочине- ние — описание животного. |
Глагол (29 ч + 6 ч) | |
Глагол как часть речи | Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаго- лы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказу- емые с подлежащими. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Не с глаголами | Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Состав- ляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя гла- голы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант. |
Рассказ | Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к ил- люстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему. |
Неопределённая форма глагола | Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, ис- пользуя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, оза- главливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола. |
Правописание -тся и -ться в глаголах | Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменя- ют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суф- фиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть. |
Виды глагола | Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упраж- нениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвеча- ют на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенно- го видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами. |
Буквы е — и в корнях с чередо- ванием | Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередо- ванием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
Невыдуманный рассказ (о себе) | Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указыва- ют недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...». |
Время глагола | Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов. |
Прошедшее время | Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем вре- мени, которые часто произносятся неправильно. |
Настоящее время | Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют сло- восочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. |
Будущее время | Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пи- шут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт». |
Спряжение глаголов | Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окон- чанием, составляют с ними словосочетания или предложения. |
Как определить спряжение гла- гола с безударным личным оконча- нием | Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным лич- ным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряже- ние глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем вре- мени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Подбирают глаголы для описания характера людей. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант. | |
Морфологический разбор глагола | Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтакси- ческой роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Пишут сжатое из- ложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. Составля- ют и разыгрывают диалог. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единствен- ного числа | Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаго- лах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант: учат стихотворение и записывают его по памяти. |
Употребление времён | Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз- дела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рису- нок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозна- чают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непро- веряемыми написаниями, данных в разделе. |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 ч + 2 ч) | |
Разделы науки о языке | Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и |
| грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составля- ют план сообщения об одной из частей речи. Анализируют тексты. Пи- шут сочинение. | |||
Орфограммы в корнях слов | в | приставках | и | Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанав- ливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, состав- ляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант. |
Орфограммы в окончаниях слов | Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают при- меры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант. | |||
Употребление букв ъ и ь | Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. За- полняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения. | |||
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предло- жениях с прямой речью | Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графи- чески выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записыва- ют его по памяти. | |||
6 КЛАСС (210 ч) ЧАСТЬ 1
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3 ч + 1 ч) | |
Русский язык — один из разви- тых языков мира | Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание. | |
Язык, речь, общение | Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения. |
Ситуация общения | Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации. Пишут поздравление учителю. Высказывают своё мне- ние о прочитанном тексте. Анализируют стихотворения. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (6 ч + 2 ч) | |
Фонетика. Орфоэпия | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произно- сительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь. |
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основ- ную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозна- чают орфограммы. |
Части речи | Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль. |
Орфограммы в окончаниях слов | Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написа- ния окончаний слов. |
Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пи- шут сочинение на одну из предложенных тем. | |
Словосочетание | Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. |
Простое предложение. Знаки препинания | Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подби- рают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые предложения; предложения с обращениями. |
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам. |
Синтаксический разбор предло- жений | Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения. |
Прямая речь. Диалог | Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам. |
ТЕКСТ (3 ч + 2 ч) | |
Текст, его особенности | Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют не- дочёты в выборе средств связи между предложениями. |
Продолжение
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | |
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | Анализируют текст с точки зрения е<
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|