| Цены на нефть остаются неизменными (средневзвешен- ная стоимость барреля нефти Brent в I полугодии 2015 г. составила 57,8 долл.) | Цены на нефть возрастают до 90 долл./бр | ||||||
Потеря 76,4% нефте- газового экспорта | Потеря 64% нефтегазового экспорта (11% компен- сировано в течение одного квар- тала) | Потеря 56% нефтегазового экспорта (19% компен- сировано в те- чение одного квартала) | Потеря 50% нефтегазового экспорта (25% ком- пенсировано в течение одного квартала) | Потеря 69% нефтегазового экспорта | Потеря 55% нефтегазово- го экспорта (14% ком- пенсировано в течение одного квартала) | Потеря 45% нефтегазово- го экспорта (24% компен- сировано в течение одно- го квартала) | Потеря 38% нефтегазо- вого экс- порта (31% компен- сировано в течение одного квартала) | |
Сценарии | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
ВВП | – 13,5% | – 12% | – 11% | – 10% | – 12,4% | – 10,5% | – 9% | – 8% |
ВВП за 2–3 года | – 27% | – 26% | – 23% | – 21% | – 25% | – 20% | – 19% | – 16% |
Курс рубля | 121 руб./ долл. | 116 руб./долл. | 112 руб./долл. | 109 руб./долл. | 117 руб./долл. | 110 руб./долл. | 105 руб./долл. | 102 руб./ долл. |
Нефте- газовые доходы фед. бюджета | – 49% | – 43% | – 39,5% | – 37% | – 45% | – 38% | – 33% | – 30% |
Доходы фед. бюджета | – 22,5% | – 20% | – 18% | – 17% | – 21% | – 18% | – 15% | – 14% |
Главное отличие первых четырех сценариев (I–IV) от четырех других (V–VIII) состоит в ожидаемой цене на нефть, установившейся на мировом рынке в условиях эмбарго. В зависимости от цены на нефть определяется размер потерь в экспортной нефтегазовой вы- ручке. При одинаковом физическом объеме экспортных потерь, но разной стоимости энергоресурсов доходы от экспорта в денежном выражении будут отличаться. Таким образом, две группы сценариев (I–IV и V–VIII) соответствуют друг другу по физическим показате- лям выпадения нефтегазового экспорта, но отличаются по размеру финансового результата.
Сценарии I–IV смоделированы, исходя из сохранения цены на нефть на уровне первого полугодия 2015 г. — т. е. 57,8 долл./бр. Это будет возможно в том случае, если перед введением эмбарго или в ходе его осуществления вызванное выпадением российской нефти сокращение предложения будет компенсировано за счет увеличения добычи других нефтепроизводителей, распечатки американских не- фтехранилищ или манипуляционного понижения спроса на нефтя- ные фьючерсы крупными финансовыми игроками. В таком случае перед введением эмбарго цена на нефть может временно понизиться до 20–30 долл./бр. В результате последующего сжатия предложения цена вернется на уровень первого полугодия 2015 г.
Сценарии V–VIII подразумевают рост цены до 90 долл./бр и являются более вероятными в свете возможной стратегии США по нанесению России максимального экономического ущерба при одно- временном восстановлении цен на нефть до уровня, наблюдавшегося до середины прошлого года, что выгодно США и их союзникам и одновременно наносит удар не только по России (эмбарго), но и по Китаю.
Наиболее негативные для российской экономики последствия будут наблюдаться при самом пессимистичном сценарии — потере 75% нефтегазового экспорта, сохранении цен на нефть на текущем уровне и безрезультатности попыток компенсации выпавших дохо- дов посредством диверсификации направлений сбыта (сценарий I). В таком случае российский ВВП упадет в течение одного только первого года действия эмбарго на 13,5%. Курс рубля установится на предполагаемой отметке в районе 121 руб./долл., а доходы федераль- ного бюджета упадут на 22,5%.
Наиболее оптимистичный сценарий последствий от эмбарго предполагает рост цен на нефть до 90 долл./бр и компенсации 31%
потерь нефтегазового экспорта за счет диверсификации поставок (сценарий VIII). В таком случае ВВП упадет за первый год эмбарго на 8%, курс рубля достигнет 102 руб./долл., а доходы федерального бюджета упадут на 14%. Остальные сценарии представляют собой промежуточные варианты, различающиеся размером компенса- ции потерянной экспортной выручки и установившейся ценой на нефть.
Отдельно необходимо пояснить разницу в показателях паде- ния ВВП в краткосрочной (1 год) и среднесрочной перспективах (2–3 года). Как отмечалось выше, между падением величины экс- портных нефтегазовых доходов и сокращением ВВП существует определенная временная задержка, в ходе которой в экономике про- исходит изменение структуры расходов и доходов и приведение их в равновесие относительно друг друга. Как следствие, падение ВВП после сжатия нефтегазовой выручки растягивается на 2–3 года. Та- ким образом, при наиболее пессимистичном варианте (сценарий I) российский ВВП упадет в конечном счете на 27% и достигает уровня 2004 г. При наиболее оптимистичном развитии событий (сцена- рий VIII) ВВП сократится на 16%, что сопоставимо с размером ВВП 2006 г.
При этом следует учитывать, что речь идет лишь о тех измене- ниях динамики ВВП, которые обусловлены изменениями объема нефтегазового экспорта. Не менее значимым фактором является ха- рактер макроэкономической политики, которая может как сгладить негативные тенденции, так и усугубить их в случае своей неэффек- тивности. При принятии успешных антикризисных мер негативный тренд может быть переломлен и окончательный спад в среднесрочной перспективе окажется меньше потенциального. Однако при отсут- ствии широкомасштабной политики импортозамещения и попытках сохранить существующую монетаристско-сырьевую модель новое равновесное состояние экономики неизбежно будет достигнуто в течение 2–3 лет на значительно более низком уровне.
Снижение доходности национальной экономики и госбюджета на столь значительные величины сопоставимо с ситуацией нача- ла 1990-х гг. Соответственно, необходимо прогнозировать еще и социально-политические последствия, неизбежные и усиленные в результате «обманутых ожиданий» населения.
31
3am¥dueune
Обрушение нефтяного рынка со второй половины 2014 г. выгля- дит как первый этап в реконструируемой стратегии окончательного уничтожения российского суверенитета. Вторым этапом может стать введение эмбарго на российские энергоносители. Этому шагу, види- мо, будет предшествовать крупная провокация, превосходящая по своим масштабам трагедию с малазийским Боингом, и призванная убедить международное сообщество в «преступности» российского политического режима по образцу формирования антииракской и антииранской коалиций.
В пользу вероятности такого сценария свидетельствует тот факт, что произошедшее при согласии США снижение цен на нефть до 50–60 долл./бр не согласуется с интересами крупных западных нефтя- ных корпораций. Себестоимость добычи нефти для них13 составляет примерно 60 долл./бр по непосредственным затратам и примерно 80 долл./бр при учете дополнительных издержек, включая опера- ционные, общехозяйственные, административные и транспортные расходы, амортизацию, геологоразведку и т. д. А, значит, при новом с 2014 г. уровне цен они не покрывают издержек.
Возвращение прежних цен на нефть в результате введения эм- барго на российскую нефть могло бы восстановить рентабельность нефтедобывающего комплекса США. Однако эмбарго возможно лишь при согласии европейского региона. Замена российских энер- гоносителей для Европы — вопрос в принципе преодолимый, хотя и потребует больших усилий и издержек. Однако, европейские страны несут издержки от антироссийских санкций и в настоящее время.
В любом случае, оценка угроз российской экономике в случае эмбарго на ее экспортные нефтегазовые поставки слишком серьезна, чтобы не учитывать ее в российских стратегиях.
13 Сулакшин С.С., Дёгтев А.С. Цена нефти: между экономикой и политикой // URL.:
<http://rusrand.ru/analytics/tsena-nefti-mezhdu-ekonomikoj-i-politikoj>.