| Потенциальный импортер российской нефти | Разница между производством (добычей) и потреблением, чистый импорт, в млн тонн в год | Импорт из России, в млн тонн в год | Примечание |
| Бразилия | 20,4 | 0,2 | Регион ориентирован на закупки нефти в США, поставки из России возможны, но экономически не оправданы |
| Турция | 33,8 | 7,8 | Поставки наиболее вероятны |
| Египет | 4,0 | 0,5 | Увеличение поставок возмож- но, но Египет ориентирован на потребление нефти из соседних государств |
| ЮАР | 29,1 | 0,1 | Стране дешевле закупать ближне- восточную нефть |
| Бангладеш | 5,7 | 0,0 | Объемы потребления незна- чительны, поставки в страну российской нефти крайне затруд- нительны |
| Китай | 308,8 | 29,5 | 46% потребностей обеспечивают- ся странами Ближнего Востока, 15% — поставками из Западной Африки. Страна способна увели- чить закупки у России |
| Индия | 138,8 | 0,1 | Более половины потребностей покрывает за счет нефти из стран Ближнего Востока. Возможно увеличение поставок со стороны России, хотя экономически целе- сообразно закупать нефть в регионе Ближнего Востока |
| Индонезия | 32,7 | 0,2 | Увеличение возможно, российская нефть конкурентоспособна с ближневосточной |
| Малайзия | 4,9 | 1,2 | Увеличение возможно, но объемы необходимой нефти низкие, Рос- сии не выгодны поставки |
| Филиппины | 14,3 | 1,5 | Увеличение возможно, российская нефть конкурентоспособна с ближневосточной |
Продолжение табл. 7
| Потенциальный импортер российской нефти | Разница между производством (добычей) и потреблением, чистый импорт, в млн тонн в год | Импорт из России, в млн тонн в год | Примечание |
| Сингапур | 66,2 | 2,1 | Главные поставщики — это стра- ны Ближнего Востока. Возможно увеличение объемов поставок и из России |
| Южная Корея | 108,0 | 12,4 | Наиболее предпочтительный ры- нок сбыта с точки зрения геогра- фического положения и объемов необходимой нефти |
| Тайвань | 43,9 | 3,1 | Увеличение возможно, российская нефть конкурентоспособна с ближневосточной, но страна в случае эмбарго займет нейтраль- ную позицию. Свои поставки сохранит, но наращивать объемы новых не станет |
| Таиланд | 36,7 | 0,7 | Увеличение возможно, российская нефть конкурентоспособна с ближневосточной |
Наиболее предпочтительными странами, в которые Россия смо- жет перенаправить нефть, являются Южная Корея, Китай, Турция, Сингапур, Индонезия, Филиппины, Таиланд. Если Россия сможет увеличить поставки нефти в два раза в Южную Корею, Китай, Тур- цию и обеспечить хотя бы 20% потребностей Сингапура, Индонезии, Филиппин, Таиланда, то Россия сможет увеличить поставки нефти на 79 млн т (из 286 поставляемых в страны, которые готовы при- соединиться к эмбарго), т. е. потеря в выручке составит не 76%, а 52%. В сценарии трехкратного увеличения поставок в Южную Корею, Турцию и Индонезию при тех же 20% в остальные страны Россия компенсирует 40% физического объема поставок, т. е. общие потери выручки составят не 76%, а 44%. В сценарии, когда Россия сможет нарастить поставки только в Южную Корею, Турцию и Китай в два раза, потери составят на 15% ниже — 62%.
Тpahcпоpтh̼е оrpahhчеhhr
Однако это оценка только спросовой емкости покупателей. Но практически вопрос упирается в способность России осуществить транспортировку за счет дозагрузки трубопроводов и увеличения перевозок железнодорожным транспортом.
В случае введения эмбарго потребуется поиск альтернативных импортеров для поставок 286 млн т нефти в год. Рассмотрим воз- можности России нарастить экспорт с точки зрения предельной пропускной способности трубопроводов (табл. 8).
Таблица 8
Возможности дозагрузки российских нефтепроводов
| Трубопровод | Текущий объем загрузки, в млн т в год | Мощность, в млн т в год | Возможное увеличение транспортировки, в млн т в год |
| Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» | А) 25 Б) 15 | А) ВСТО 1* — 58 Б) ВСТО 2** — 20 | 32 5 |
| Каспийский трубопроводный консорциум | около 2 | К концу 2015 г. должен достигнуть 67, из них 52 — нефть из Казах- стана | Около 13 |
| Проект Юг | — | Поставки ожидаются с 2016 г. | 6 |
| Итого | 56 |
* Нефть поступает в порт Козьмино, откуда направляется на рынок Восточной Азии и США.
** Нефть направляется в Китай.
Увеличение перевозок железнодорожным транспортом за счет задействования свободных цистерн для транспортировки нефти позволит увеличить грузооборот на 16 млн т. Благодаря этому сово- купно страна сможет перенаправить дополнительно 72 млн т нефти в страны Восточной Азии и Турцию.
Влhrhhе sm6aprо ha pоcch±cкуd sкоhоmhку
Введенные два ограничения — готовность потенциальных им- портеров закупать российскую нефть и способность российской транспортной системы обеспечить перемещение нефтегазовых по- токов на неевропейском направлении позволила остановиться на следующих сценариях, представленных в табл. 9.
При оценке сценариев из двух возможных стратегий внешнепо- литических действий Южной Кореи — солидаризация с США (как политически ориентируемая на США республика, обеспечивающая свою безопасность от угроз со стороны КНДР за счет американского фактора) и прагматический курс, т. е. сохранение торговых отноше- ний с Россией, выбор был сделан в пользу второй стратегии. Южная Корея на данный момент не присоединилась к антироссийским санкциям. При введении эмбарго со стороны ЕС и США на иранскую нефть Южная Корея не присоединялась к антииранской коалиции.
Таблица 9






