Потенциальные потребители российской нефти

Потенциальный импортер российской нефти Разница между производством (добычей) и потреблением, чистый импорт, в млн тонн в год Импорт из России, в млн тонн в год Примечание
Бразилия 20,4 0,2 Регион ориентирован на закупки нефти в США, поставки из России возможны, но экономически не оправданы
Турция 33,8 7,8 Поставки наиболее вероятны
Египет 4,0 0,5 Увеличение поставок возмож- но, но Египет ориентирован на потребление нефти из соседних государств
ЮАР 29,1 0,1 Стране дешевле закупать ближне- восточную нефть
Бангладеш 5,7 0,0 Объемы потребления незна- чительны, поставки в страну российской нефти крайне затруд- нительны
Китай 308,8 29,5 46% потребностей обеспечивают- ся странами Ближнего Востока, 15% — поставками из Западной Африки. Страна способна увели- чить закупки у России
Индия 138,8 0,1 Более половины потребностей покрывает за счет нефти из стран Ближнего Востока. Возможно увеличение поставок со стороны России, хотя экономически целе- сообразно закупать нефть в регионе Ближнего Востока
Индонезия 32,7 0,2 Увеличение возможно, российская нефть конкурентоспособна с ближневосточной
Малайзия 4,9 1,2 Увеличение возможно, но объемы необходимой нефти низкие, Рос- сии не выгодны поставки
Филиппины 14,3 1,5 Увеличение возможно, российская нефть конкурентоспособна с ближневосточной

Продолжение табл. 7

Потенциальный импортер российской нефти Разница между производством (добычей) и потреблением, чистый импорт, в млн тонн в год Импорт из России, в млн тонн в год Примечание
Сингапур 66,2 2,1 Главные поставщики — это стра- ны Ближнего Востока. Возможно увеличение объемов поставок и из России
Южная Корея 108,0 12,4 Наиболее предпочтительный ры- нок сбыта с точки зрения геогра- фического положения и объемов необходимой нефти
Тайвань 43,9 3,1 Увеличение возможно, российская нефть конкурентоспособна с ближневосточной, но страна в случае эмбарго займет нейтраль- ную позицию. Свои поставки сохранит, но наращивать объемы новых не станет
Таиланд 36,7 0,7 Увеличение возможно, российская нефть конкурентоспособна с ближневосточной

Наиболее предпочтительными странами, в которые Россия смо- жет перенаправить нефть, являются Южная Корея, Китай, Турция, Сингапур, Индонезия, Филиппины, Таиланд. Если Россия сможет увеличить поставки нефти в два раза в Южную Корею, Китай, Тур- цию и обеспечить хотя бы 20% потребностей Сингапура, Индонезии, Филиппин, Таиланда, то Россия сможет увеличить поставки нефти на 79 млн т (из 286 поставляемых в страны, которые готовы при- соединиться к эмбарго), т. е. потеря в выручке составит не 76%, а 52%. В сценарии трехкратного увеличения поставок в Южную Корею, Турцию и Индонезию при тех же 20% в остальные страны Россия компенсирует 40% физического объема поставок, т. е. общие потери выручки составят не 76%, а 44%. В сценарии, когда Россия сможет нарастить поставки только в Южную Корею, Турцию и Китай в два раза, потери составят на 15% ниже — 62%.


Тpahcпоpтh̼е оrpahhчеhhr

Однако это оценка только спросовой емкости покупателей. Но практически вопрос упирается в способность России осуществить транспортировку за счет дозагрузки трубопроводов и увеличения перевозок железнодорожным транспортом.

В случае введения эмбарго потребуется поиск альтернативных импортеров для поставок 286 млн т нефти в год. Рассмотрим воз- можности России нарастить экспорт с точки зрения предельной пропускной способности трубопроводов (табл. 8).

Таблица 8



Возможности дозагрузки российских нефтепроводов

Трубопровод Текущий объем загрузки, в млн т в год Мощность, в млн т в год Возможное увеличение транспортировки, в млн т в год
Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» А) 25 Б) 15 А) ВСТО 1* — 58 Б) ВСТО 2** — 20 32 5
Каспийский трубопроводный консорциум около 2 К концу 2015 г. должен достигнуть 67, из них 52 — нефть из Казах- стана Около 13
Проект Юг Поставки ожидаются с 2016 г. 6
Итого     56

* Нефть поступает в порт Козьмино, откуда направляется на рынок Восточной Азии и США.

** Нефть направляется в Китай.

 

 

Увеличение перевозок железнодорожным транспортом за счет задействования свободных цистерн для транспортировки нефти позволит увеличить грузооборот на 16 млн т. Благодаря этому сово- купно страна сможет перенаправить дополнительно 72 млн т нефти в страны Восточной Азии и Турцию.


Влhrhhе sm6aprо ha pоcch±cкуd sкоhоmhку

Введенные два ограничения — готовность потенциальных им- портеров закупать российскую нефть и способность российской транспортной системы обеспечить перемещение нефтегазовых по- токов на неевропейском направлении позволила остановиться на следующих сценариях, представленных в табл. 9.

При оценке сценариев из двух возможных стратегий внешнепо- литических действий Южной Кореи — солидаризация с США (как политически ориентируемая на США республика, обеспечивающая свою безопасность от угроз со стороны КНДР за счет американского фактора) и прагматический курс, т. е. сохранение торговых отноше- ний с Россией, выбор был сделан в пользу второй стратегии. Южная Корея на данный момент не присоединилась к антироссийским санкциям. При введении эмбарго со стороны ЕС и США на иранскую нефть Южная Корея не присоединялась к антииранской коалиции.

Таблица 9





double arrow
Сейчас читают про: