| Сце- нарии | Характеристика | Общие потери выручки | Возможность реализации |
| 1 | Сценарий бездействия, когда Россия в ответ на введенное эмбарго не компен- сирует потери в течение нескольких лет | 76,4% | Вероятность низкая. Россий- ские производители поста- раются перенаправить часть поставок |
| 2 | Потери по газу компенсируем в раз- мере 7% от текущих поставок, по нефти наращиваем поставки в два раза в Турцию, Китай и Южную Корею | 64% | Вероятный сценарий, транс- портная система России способна перенаправить эти объемы |
| 3 | Потери по газу компенсируем в раз- мере 7% от текущих поставок, по нефти наращиваем поставки в два раза в Турцию, Китай и Южную Корею, а также покрываем 20% потребностей Сингапура, Индонезии, Филиппин, Таиланда | 56% | Возможный, но менее веро- ятный. Потребует полной дозагрузки всех транспортных сетей (трубопроводы и желез- нодорожное сообщение), в том числе и тех, строительство по которым завершится к 2016 г. |
| 4 | Потери по газу компенсируем в раз- мере 7% от текущих поставок, по нефти наращиваем поставки в три раза в Турцию, Китай и Южную Корею, а также обеспечиваем 20% потребностей Сингапура, Индонезии, Филиппин, Таиланда | 50% | Невозможный, идеальный, требуется не менее 3–5 лет для строительства необходимой транспортной инфраструктуры |
Эти сценарии следует рассмотреть в ситуации, когда цена на нефть находится на уровне текущего равновесного значения (57,8 долл./бр) и для возможного уровня в 90 долл./бр.
90 долл./бр — это предполагаемая цена, которая установится в результате реакции рынка на сокращение предложения в случае эм- барго. 57,8 долл./бр — это стоимость нефти при условии, что рынок либо не реагирует на данную новость (что крайне маловероятно), либо реагирует через повышение цены, которая установится на этом уровне, поднявшись с 20–38, которые к тому времени могут сложить- ся на рынке нефти (по информационным вбросам в прессе).
Влияние на экономику России этих сценариев определялось полученными на основе обработки статистических данных законо- мерностями.
Зabhchmоcтa ВВN Pоcchh от pasmеpa hе$теrasоbоrо sкcпоpтa При сокращении нефтегазового экспорта пропорционально сни- жается ВВП. Зависимость между этими двумя показателями такова,
что сокращение нефтегазового экспорта на каждые 10% ведет к сни-
жению ВВП на 3,6% в течение примерно 2–3 лет. Процесс растянут во времени, т. к. приведение совокупных расходов в соответствие с доходами происходит не одномоментно. Таким образом, в результате сокращения нефтегазового экспорта на каждые 10% внутренний валовой продукт падает примерно на 1,8% в течение одного года с последующим падением еще на 1,8% в течение 1–2 лет в случае сохранения новых сложившихся объемов нефтегазового экспорта. В результате падения цен на энергоносители объем российского нефтегазового экспорта в первом полугодии 2015 г. уменьшился на 37%. Это значит, что в течение ближайших 2–3 лет российский ВВП должен сократиться примерно на 13% относительно уровня 2014 г. за счет одного только выпадения экспортной нефтегазовой выручки.
Зabhchmоcтa куpca pу6лr от pasmеpa hе$теrasоbоrо sкcпоpтa
В условиях стабильного состояния экономики и невысокого отто- ка капитала уменьшение размера нефтегазового экспорта на каждые 10% ведет к ослаблению курса рубля на 2–3 руб./долл. Именно такая зависимость наблюдалась до 2014 г. Однако при экономической не- стабильности и высоких показателях оттока капитала уменьшение
размера нефтегазового экспорта на каждые 10% приводит к осла- блению курса рубля примерно на 7 руб./долл. В таких пропорциях снижение экспортных поступлений от нефти, газа и нефтепродуктов отражалось на курсе рубля во втором полугодии 2014 — первом полугодии 2015 гг. Введение эмбарго на российские энергоносители приведет к не менее жестким последствиям для экономики, а значит, зависимость между изменением объема экспортных нефтегазовых поступлений и курсом рубля будет иметь схожие пропорции.
Зabhchmоcтa доxодоb 6dдhетa от pasmеpa hе$теrasоbоrо sкcпоpтa
В результате падения нефтегазового экспорта объем нефтега- зовых поступлений в федеральный бюджет в первом полугодии 2015 г. сократился. Однако сопутствующая резкому выпадению не- фтегазового экспорта девальвация рубля частично компенсировала снижение налоговых поступлений. Сравнение объемов фактических доходов федерального бюджета в 2015 и 2014 гг. показывает, что па- дение нефтегазового экспорта на каждые 10% ведет к сокращению нефтегазовых доходов федерального бюджета на 6,5% и сокращению общих доходов федерального бюджета на 3%.
Выявленные закономерности представлены в табл. 10.
Таблица 10
Изменение макроэкономических параметров для России в течение одного года при сокращении нефтегазового экспорта на 10%
| ВВП | Падение на 1,8% |
| Курс рубля | Ослабление на 7 руб./долл. |
| Нефтегазовые доходы федерального бюджета | Падение на 6,5% |
| Доходы федерального бюджета | Падение на 3% |
Оценка состояния российской экономики в различных сценариях представлена в табл. 11.
Таблица 11






