В 5 классах совместно с учащимися, не имеющими нарушений в развитии, обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР, главная задача сохранить основное содержание образования русского языка, но дополнить своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.
Они овладевают материалом на низком уровне, поэтому нуждаются в разнообразной помощи, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Низкий уровень самостоятельности и средний темп усвоения знаний. Могут работать и самостоятельно, но только до нового затруднения. Требуется контроль и помощь со стороны учителя. Нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы самостоятельно они не смогут. Ученикам требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Они не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Знания усваиваются механически, быстро забывают.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Для учащихся с ЗПР, дополнительно организованы групповые коррекционно-развивающие занятия, которые не входят в учебную нагрузку учащихся.
Важнейшими коррекционными задачами курса русского языка являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: усилить разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные; исключать отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе выполнения заданий наглядно-практического характера.
Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического письма, формального заучивания правил, списывания и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают. При выполнении заданий дети должны учиться анализировать, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках способствуют прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:
- Восполнение пробелов начального школьного языкового развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности
- Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
- Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
- Развитие обще интеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
- Активизация речи детей в единстве с их мышлением
- Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
- Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля
Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.
Содержание тем учебного предмета
Язык - важнейшее средство общения.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.