Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273ФЗ, утвержденный 29.12.2012 года
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку: Русский язык Рабочие программы Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,12-е издание, переработанное,- М.: «Дрофа», 2014.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс». В 2 ч. Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
|
|
Необходимость создать условия для начала постоянно расширяющейся сферы реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном процессе требует постоянного формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на уроках, включая в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Элементы ИКТ - компетентности формируются и используются на уроках русского языка в интегративных межпредметных проектах, нестандартных уроках, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компетентности в рамках предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) рабочая программа исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде.
Цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:
|
|
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
|
|
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и
пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
|
|
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.
Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Материал школьного курса русского языка: в 5 классе начинаем изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфология и орфография, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Принципы построения: Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Специфика курса: Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Технологии, методы: Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Система оценивания: В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Технологии, используемые в работе:
· Чтение и письмо для развития критического мышления
· ИКТ
· Обучение в сотрудничестве
· Исследовательские методы обучения
· ТРИЗ
· Здоровьесберегающие технологии
· Игровые методы обучения
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический).
2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
5. Тест.
6. Словарный диктант.
7. Терминологический диктант.
8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).