Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры;
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
• по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
• по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
• по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
• по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
|
|
• по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.
Основные умения по развитию речи:
Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
Создание текста. Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
|
|
Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы контроля
· индивидуальный
· групповой
· фронтальный
· дифференцированный
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма помогает выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой обучающихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям).
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Виды контроля · предварительный · текущий · тематический (периодический) · рубежный · итоговый |
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности обучающихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля используются для адаптации учебного процесса к особенностям контингента обучающихся.
|
|
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью обучающегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников.
Тематический (периодический) контроль ставит целью в ыявление и оценку знаний и умений обучающихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках; установление, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль — контроль по всему курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).
2. Комплексный анализ текста.
3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку, по опорным словам).
4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
5. Тест.
6. Словарный диктант.
7. Терминологический диктант.
8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.