Й текст.
Дом, кажется, рассохся от старости. А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу, а от сосен всё лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он, к досаде, не проникал в открытые окна.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. Единственное, раздражавшее композитора, – скрипучие половицы. Только переступив через пять шатких половиц, он мог пройти к роялю. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Но вот ни одна из половиц не скрипнула, Чайковский садится за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Неприятное позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое. Рассохшийся дом, к изумлению многих, запоёт от первых же звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом, казалось, скучал.
Иногда ночью, просыпаясь, композитор слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, вспомнив, к его радости, дневную музыку. Он мечтал передать лёгкий восторг от всего: от зрелища радуги, и от ауканья крестьянских девушек, и от самых простых явлений жизни.
И он, конечно, никогда не ждал вдохновения, а работал и работал. И вдохновение рождалось, разумеется, в работе.
(По К. Г. Паустовскому.) (181 слово.)
Й текст.
Во время пребывания в Лондоне известныйфранцузский художник Клод Моне был поражён собором святого Петра и, конечно, решил его нарисовать. Как известно, Лондон – город туманов. В этот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их изумлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.
Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, даёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.
(По Г. Богдановой.) (138 слов.)
Й текст.
Что, скажите, делать людям, у которых плохая речь? Которые, например, заикаются, или просто говорят неотчётливо, или не выговаривают некоторых звуков? Очевидно, надо идти к специалисту-логопеду и выполнять его советы.
Но самое лучшее лечение – это собственный упорный труд.
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен. Его речи, бесспорно, играли большую роль в жизни народа. А в детстве Демосфен был косноязычен. Но мальчику хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда ещё не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он, стараясь никому не мешать, во-первых, уходил на речку, во-вторых, клал себе в рот речные камешки и упражнялся не только в правильном, но и в отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение – камешки во рту – заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо. Как говорится в книгах, постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (то есть отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
(153 слова.)