Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М. Разумовской», учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М. Разумовской.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
|
|
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебного курса (102 часа)
О языке
Русский язык – национальный язык русского народа.
Речь
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях итипахречи.Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционныеформы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением; рецензия.
Деловыебумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Обобщение изученного в 5-8классах
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
|
|
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные,сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем:интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частямисложносочиненногопредложения.Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение
Строение сложноподчиненного предложения:главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточнымпредложениями.
Бессоюзноесложное предложение
Смысловые отношениямежду простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Итоговое повторение
Резервные уроки
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 2 часа из федерального компонента, 1 час – из компонента образовательной организации. Таким образом, предусматривается 102 учебных часа – из расчета 3 часа в неделю.
Информация о внесенных изменениях
1 час компонента образовательной организации (34 часа в год) использован на изучение следующих тем:
№ | Содержание | Часы |
1. | Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | 1ч |
2. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение | 3ч |
3. | Сложноподчиненное предложение | 12ч |
4. | Бессоюзное сложное предложение | 5ч |
5. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 3ч |
6. | Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе | 5ч |
7. | Развитие речи | 5 ч |
Итого | 34ч |
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи, в связи с подготовкой к ГИА.
Информация об используемом учебно-методическом комплекте
Русский язык: Учеб. Для 9 кл.общеобразоватеьных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.
Перечень ресурсного обеспечения
- Персональный компьютер с доступом в сеть Интернет
- Мультимедийный проектор
- Экран
- МФУ
- CD «Орфографический практикум. Интерактивное учебное пособие по русскому языку». ИД «Равновесие», М. – 2004
- Программно-методический комплекс «Русский язык», - СПб. – 2007
- Мультимедийное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы». Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост.: Т.А. Захарова, И.А. Меховская и др. – М.: «Планета», 2011
Информация о количестве учебных часов
Общее количество часов-102, из них контрольных диктантов-4, сочинений-2, изложений-2, развитие речи-22.
№ | Содержание | Часы |
1. | Введение | 1ч |
2. | Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | 8 + 5 РР |
2. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение | 9 + 1 РР |
3. | Сложноподчиненное предложение | 29 + 8 РР |
4. | Бессоюзное сложное предложение | 13 + 1 РР |
5. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 6 + 4 РР |
6. | Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе | 10 + 3 РР |
7. | Резервные уроки | 4 |
Итого Из них на развитие речи | 102ч 22ч |
|
|