Г.В. Шешукова,
доктор политических наук, профессор
Оренбургского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ligaoren@rambler.ru
В 2016 г. нас ожидают выборы в Законодательное собрание Оренбургской области и в Государственную Думу РФ. Поэтому политические уроки прошедших муниципальных выборов можно рассматривать как те уроки, которые позволят субъектам политики в области построить более эффективно избирательные кампании 2016 года.
Первый урок, который очевиден, причем не только в нашем регионе, но и в большинстве регионов РФ в сентябре 2015 г., заключается в том, что прямой связи между социальной и экономической ситуацией и итогами выборов не прослеживается.
Так, например, ухудшение внутриполитической ситуации в 2011 г. перед выборами в Государственную Думу повлияло на рейтинг, прежде всего, представителей «тандема» В. Путина и Д. Медведева. Как мы помним, в сентябре 2011 г. состоялось решение съезда «Единой России» о будущей «рокировке» членов тандема, что вызвало неоднозначную оценку в обществе. Активизировалась как системная, так несистемная оппозиция.
|
|
Сравним позиции избирателей области в августе и ноябре 2011г. по результатам социологического опроса, проведенного СЦОМ.
Рассмотрим динамику рейтинга одобрения политиков и субъектов власти федерального и регионального уровня.
Таблица 1
Динамика рейтинга одобрения федеральных и региональных политиков в Оренбургской области (в %) [11]
Оцените, пожалуйста, деятельность перечисленных ниже политиков | Август 2011 г. | 23-26 ноября 2011 года | ||||||
Все
| Активные
| Все
| Активные | |||||
Президент РФ Медведев Д.А. | ||||||||
Одобряю | 50,00 | 52,91 | 48,97 | 52,02 | ||||
Не одобряю | 26,30 | 26,84 | 31,71 | 31,67 | ||||
Затрудняюсь оценить | 22,60 | 19,24 | 19,19 | 16,17 | ||||
Не знаю такого политика | 0,00 | 0,00 | 0,13 | 0,00 | ||||
Председатель Правительства Путин В.В. | ||||||||
Одобряю | 58,00 | 61,27 | 55,50 | 58,63 | ||||
Не одобряю | 23,30 | 21,77 | 29,65 | 30,46 | ||||
Затрудняюсь оценить | 17,80 | 16,20 | 14,86 | 10,92 | ||||
Не знаю такого политика | 0,20 | 0,25 | 0,07 | 0,00 | ||||
Берг Ю.А. - Губернатор Оренбургской области | ||||||||
Одобряю | 41,20 | 46,08 | 49,97 | 56,60 | ||||
Не одобряю | 18,00 | 14,43 | 19,32 | 17,12 | ||||
Затрудняюсь оценить | 37,60 | 35,70 | 29,25 | 24,93 | ||||
Не знаю такого политика | 2,30 | 3,04 | 1,40 | 1,21 | ||||
Среди активных избирателей рейтинг одобрения Президента РФ Медведева Д.А. в ноябре 2011 г. практически не снизился по сравнению с августом 2011 - всего на 1% - и составил 49%, однако антирейтинг вырос на 4% и составил 32%.
Рейтинг одобрения Председателя Правительства Путина В.В. снизился на 2,5% % и составил 59%, однако антирейтинг вырос на 8% и составил 30%.
Очевидно, что политическая ситуация существенно повлияла на итоги выборов в ГД РФ.
|
|
Между тем рейтинг губернатора Ю.А. Берга даже вырос за 3 месяца по группе активных избирателей на 10%, а антирейтинг вырос на 3%, однако составил всего 17%, то есть был значительно ниже, чем у Председателя Правительства В. Путина.
Рейтинг Д. Медведева был ниже, чем у Ю. Берга на 4%, а антирейтинг Медведева существенно выше, чем у Ю. Берга, - на 15%.
Антирейтинг Ю. Берга был на 13% ниже, чем у В. Путина.
Приоритетное влияние на итоги выборов в Оренбургской области тогда оказал рост недоверия со стороны населения к деятельности субъектов федеральной власти.
Ситуация кардинально изменилась в 2014 г., когда в области рейтинг одобрения Президента Путина составил практически 90% у активных избирателей. И только 7% активных избирателей не одобряли деятельность Путина. Очевидно, что проявилась реальная потребность общества в повышении роли России, в том числе, и в международных отношениях. Нужен был повод для самоуважения, для проявления чувства собственного достоинства.
Мы попросили тогда жителей области оценить украинскую политику Президента РФ в 2014 г.
Одобрили и скорее одобрили украинскую политику Президента РФ 87% активных избирателей, не одобрили и скорее не одобрили – только 7%. Еще 6 % затруднились с ответом.
По Оренбургской области в сентябре 2015г. рейтинг одобрения В. Путина по активным избирателям области составил 86 %,а антирейтинг -5%. Очевидно, что социально-экономическая ситуация влияет на электоральные установки опосредованно, а политическая - непосредственно. Здесь проявляется первичность политики по отношению к экономике.
Рефлексия по поводу политической ситуации зависит как от объективных, так и от субъективных обстоятельств. К объективным обстоятельствам можно отнести ряд факторов:
- Во-первых, объективное влияние того исторического периода, который переживает страна в целом. Так, например, прогноз В. Путина в 2014 г., что ухудшение ситуации в России продлиться максимум 2 года, мобилизует население на поддержку власти, особенно федеральной и региональной, и в 2015г.
- Во-вторых, социально-демографические характеристики электората. По разному воспринимают ситуацию в стране и регионе люди, отличающиеся друг от друга по возрасту, полу, социальному статусу и материальному положению.
- В третьих, это влияние СМИ на восприятие избирателями ситуации.
Это влияние может существенно скорректировать те или иные элементы политической культуры, а именно политическое доверие по отношению к субъектам власти, повысить политическую компетентность, укрепить веру в возможность позитивных перемен, а также надежду на то, что личное участие в выборах повлияет на изменение ситуации к лучшему. Т.е. здесь уже наблюдаются возможные изменения субъективных ориентаций избирателей под влиянием целого ряда объективных факторов.
Можно прогнозировать, что даже ухудшение социально-экономической ситуации в 2016 г. вряд ли изменит политическую конфигурацию в РФ и Оренбургской области. «Единая Россия» сохранит в целом свой рейтинг и лидирующие позиции в сентябре 2016 г. Хотя определенный тренд небольшого снижения рейтинга партии выявлен в ходе последнего опроса в сентябре 2015 г.
Второй урок связан с итогами выборов в городской Совет Оренбурга, которые прошли по смешанной системе. Итоги выборов по одномандатным округам, где фактически во всех округах прошли представители «Единой России», позволяют прогнозировать, что эта ситуация в одномандатных округах в целом сохранится и в 2016 г.
Третий урок заключается в том, что политические акторы в 2016 г. будут иметь дело с теми же проблемами, которые волнуют жителей области в настоящее время. Об этом свидетельствует тот факт, что даже за 5 лет, с 2010 г. по 2015 г., перечень проблем, которые нужно решать органам власти, и их актуальность для оренбуржцев не изменились.
|
|
Таблица 2
Наиболее острые для населения проблемы в мае 2010 г. в Оренбургской области (в %) [12]
Какие проблемы, на Ваш взгляд, должна решать в первую очередь муниципальная власть? | Область |
1. Создание новых рабочих мест | 56 |
2. Высокие цены на жилищно-коммунальные услуги | 56 |
3. Плохие дороги, бездорожье | 50 |
4. Улучшение медицинского обслуживания жителей | 30 |
Таблица 3
Наиболее актуальные проблемы в сентябре 2015 г. в Оренбургской области (в %)
Какие проблемы, на Ваш взгляд, должны решать в первую очередь органы власти в Вашем районе (отметить не более 7 пунктов) | 13 районов области. |
1. Плохие дороги, бездорожье | 60 |
2. Высокие цены на жилищно-коммунальные услуги | 49 |
3. Решение проблем трудоустройства населения. Создание новых рабочих мест | 46 |
4. Регулировать цены на продукты питания | 45 |
5. Обеспечение качества и доступности медицинского обслуживания жителей | 33 |
Через 5 лет в ходе опроса по области выявлены те же самые проблемы, что волновали жителей области в 2010 г. Несущественно поменялся порядок выявленных проблем. Так на первое место вышла проблема «Плохие дороги, бездорожье». Она волнует 60% жителей области.
Четвертый урок заключается в том, что уровень протестных настроений не всегда растет параллельно обострению социально-экономических проблем в обществе. В большей степени уровень протестных настроений связывается с уровнем доверия по отношению к политическому лидеру федерального уровня.
Таблица 4
Возможные формы участия населения Оренбургской области в борьбе за изменения к лучшему (в %)
Если вас беспокоит социальная и экономическая ситуация на той территории, где вы проживаете, то в какой форме вы готовы бороться за ее изменение к лучшему? | Все Избиратели | Активные избиратели | ||
30 ноября - 8 декабря 2013 г. | 5-10 июля 2014 г. | 30 ноября - 8 декабря 2013 г. | 5-10 июля 2014 г. | |
Обращусь в администрацию муниципального образования | 28,04 | 30,00 | 30,15 | 35,58 |
Обращусь к депутатам | 27,79 | 20,83 | 29,41 | 28,84 |
Приму участие в митингах, пикетах, демонстрациях | 22,83 | 17,17 | 24,26 | 18,35 |
Буду работать в общественно-политических организациях и партиях | 11,66 | 8,00 | 14,71 | 10,86 |
Другое | 2,23 | 2,67 | 1,84 | 2,62 |
Не буду ничего предпринимать | 26,30 | 30,33 | 22,06 | 25,84 |
Затрудняюсь ответить | 12,41 | 14,33 | 11,40 | 11,61 |
|
|
Таблица 5
Динамика уровня протестной активности жителей Оренбургской области 2013-2015 гг. (в %)
Если вас беспокоит социальная и экономическая ситуация на той территории, где вы проживаете, то в какой форме вы готовы бороться за ее изменение к лучшему? | Все Избиратели | Активные избиратели | ||||
30 ноября - 8 декабря 2013 г. | 5-10 июля 2014 г. | 4-7 сентября 2015 г. | 30 ноября - 8 декабря 2013 г. | 5-10 июля 2014 г. | 4-7 сентября 2015 г. | |
Приму участие в митингах, пикетах, демонстрациях | 22,83 | 17,17 | 10,10 | 24,26 | 18,35 | 8,28 |
Несмотря на нерешенность вышеназванных проблем, уровень протестной активности населения Оренбургской области неуклонно снижается. В связи с этим проблемы мобилизации своего электората, которые проявились на муниципальных выборах, будут, прежде всего, у оппозиционных партий
Пятый политический урок заключается в том, что нет однозначного ответа на вопрос, кому выгодна низкая явка на выборах - партии власти или оппозиции.
Так, авторами «Института развития избирательной системы Российской Федерации» в Докладе «Рейтинг регионов России по уровню административного воздействия на результат выборов»[13] фиксируется: «линейная зависимость, свидетельствующая о циничной закономерности: чем выше явка – тем выше процент голосов, поданных за Партию власти. Повышение явки осуществлялось за счет вброса»
Как объяснить тогда, что партия «Единая Россия» в Оренбурге победила именно при низкой явке. В 2010 г. на выборах в Горсовет явка составила 31%. А в 2015 г. - 25%. Партия «Единая Россия» с 2010 г. по 2015 г. по партийному списку нарастила свой рейтинг с 47% до 60%.
Другие эксперты утверждают, что низкая явка выгодна партии власти. При этом все понимают, что даже при низкой явке конкуренты могут привести на избирательные участки свой электорат. И низкой явкой могут воспользоваться и оппозиционные партии.
Практически во всех российских регионах по итогам выборов 2015 г. зафиксировано снижение явки на выборах в представительные органы местного самоуправления.
13 сентября 2015 г. на выборах в Горсовет Оренбурга явка составила 25%, а в 2010 г. - 31%.Снизилась явка и в районах области.
На явку в ходе этой избирательной кампании в Оренбургской области в 2015 году влияли, как минимум, 4 фактора:
1. Первый фактор - сложившаяся традиция предыдущей низкой явки на выборы.
2. Второй фактор - ход избирательной кампании, который мог бы повысить явку, но не повысил.
3. Третий фактор - отмена по региональному закону прямых выборов глав городов и районов. (Явка на выборах в муниципалитетах в среднем по Оренбургской области в 2005 г. - 51% и в 2010 г. – 50%, в 2015 г. – 31%.)
4. Четвертый фактор - крайне низкая информированность избирателей о работе действующих депутатов.
В ходе опроса, проведенного СЦОМ в Оренбургской области (в 13 районах 4-7 сентября 2015 г.), выяснялись причины нежелания оренбуржцев принимать участие в выборах.
Таблица 6
Причины абсентеизма избирателей Оренбургской области (в %) [14]
ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ НЕ УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ, ТО ПОЧЕМУ? | Область | Райцентры (Города) | Села |
Выборы ничего не изменят к лучшему для простого народа | 20,20 | 20,74 | 19,81 |
Любые выборы меня не интересуют | 2,09 | 1,60 | 2,43 |
Наверху все решат и без нас | 17,89 | 15,69 | 19,44 |
Не вижу среди кандидатов в депутаты тех, за кого стоит проголосовать | 6,26 | 6,91 | 5,79 |
Результаты выборов могут быть подтасованы | 3,51 | 4,26 | 2,99 |
У меня нет полной и честной информации о кандидатах | 10,32 | 11,70 | 9,35 |
Другое | 5,82 | 5,05 | 6,36 |
Ситуация с явкой в большей степени определялась стабильностью электоральных ориентаций жителей области, чем зависела от хода избирательной кампании. То есть, традиция низкой явки на муниципальных выборах воспроизводится регулярно. Однако, если в 2010 г. выборы в муниципальные органы власти по Оренбургской области состоялись при явке 50%, то в 2015 г – 31%. Следовательно, отмена прямых выборов глав муниципалитетов, которая произошла в 2015 г., - важнейший фактор, повлиявший на явку.
В ходе опроса мы выясняли причины отказа принимать участие в выборах по области:
· Выборы ничего не изменят к лучшему для простого народа – 20%;
· Наверху все решат и без нас – 18%;
· У меня нет полной и честной информации о кандидатах – 10%;
· Не вижу среди кандидатов в депутаты тех, за кого стоит проголосовать - 6%;
· Результаты выборов могут быть подтасованы – 3,5%;
· Любые выборы меня не интересуют – 2%.
38% жителей Оренбургской области в качестве причины отказа принимать участия в выборах указали неверие в то, что решение простых избирателей может повлиять на их результаты [15].
Для того, чтобы правильно проголосовать, избиратель должен быть рациональным. Рациональными мы называем тех избирателей, которые голосуют в соответствии со своими интересами. А что мешает жителям области быть рациональными избирателями? Одна из причин, как мы выяснили, – слабая информированность по поводу действующих депутатов и кандидатов в депутаты. Сведения о депутатах по округам, а также по улицам, которые относятся к этим округам, можно найти только на сайте «Оренбургская политика». Но, к сожалению, понятной для избирателей информации нет даже на сайте городского Совета Оренбурга. И, если учесть, что половина кандидатов – это действующие депутаты, то голосовать за них нужно, если ситуация в округе за 5 лет стала лучше. В условиях, когда больше 70% избирателей Оренбурга и других городов области не знают действующих депутатов, рациональные мотивы участия в выборах весьма сомнительны. А ведь так просто - ввести на сайте городского Совета информационную услугу: вбиваешь свой адрес и сайт выдает округ и фамилию депутата и его координаты.
Шестой урок прошедших выборов заключается в том, что политическая конкуренция перемещается из межпартийного поля непосредственно в партию власти. В этом отношении весьма интересными представляются проведенные «Единой Россией» праймериз. То, что Горсовет обновился более, чем на 50%, - это результат внутрипартийных договоренностей и конкуренции. Праймериз в 2016 г. должен фактически определить кандидатов от партии власти на выборах в ЗС и ГД РФ.
Седьмым уроком этих выборов явилось то, что оппозиционные партии ухудшили свои позиции по ряду причин.
Во-первых, потому, что поддержали позицию Президента РФ по внешнеполитической (Украина) и внутриполитической («пятая колонна») повестке, что снижает возможности реального противостояния даже в процессе муниципальных выборов. Оппозиционные партии не могли серьезно критиковать курс власти, так как, по–существу, его поддержали. Даже во внутренней политике ответственными за обострение ситуации были назначены США и Европа. Они ответственны за санкции, которые подрывают нашу экономику, за рост цен на продукты питания, товары и услуги.
Во-вторых, потому, что оппозиционные партии малочисленны, и по организационным и финансовым причинам не смогли закрыть своими кандидатами все территории области. Только «Единая Россия» смогла выставить своих кандидатов по всем одномандатным округам на выборах в сельсоветы, райсоветы и горсоветы. Остальные партии не имели таких возможностей. (Или не смогли это сделать.) Поэтому неизбежно итоги выборов для «Единой России» выше, чем реальный рейтинг партии. Однако учитывая, что в 2016 г. выборы в Законодательное Собрание области и Государственную Думу пройдут по смешанной системе, то оппозиционные партии по партийным спискам смогут провести больше своих кандидатов в эти органы власти.
В-третьих, потому, что реальная конкуренция с партией власти на выборах 2015 г. обозначилась в основном по организационным вопросам (праймериз «Единой России», регистрация партийных списков и спойлеров, досрочное голосование). Что касается содержательной конкуренции, то основные темы освоила опять-таки партия власти (плата за капитальный ремонт, дороги, доступность медицинского обслуживания и т.д.).
В-четвертых, оппозиционные партии используют те избирательные технологии, за которые серьезно критиковали партию власти на предыдущих выборах, например, технологию «паровозов» во главе партийных списков. Как отмечал журналист Комиссарчик: «Выдвигать паровозов – можно. Применять «хитрые» технологии – можно. Менять позицию раз в пять лет – нельзя. Особенно, если ты – оппозиция, достаточно неплохо выступившая на прошлых выборах»[16]. В этом вопросе трудно согласиться с И. Комиссарчиком. Политика, как известно, это искусство возможного. Поэтому, если удается улучшить результаты партии за счет «паровозов», то, следовательно, это нужно сделать, и оппозиции в том числе. На мой взгляд, включение в партийный список «Справедливой России» В. Фролова, депутата Законодательного Собрания, повлияло на то, что партия всего 3% уступила КПРФ. Это объясняется высоким рейтингом В. Фролова по Оренбургу. Партия «Справедливая Россия» получила 10% по партийным спискам на выборах в Горсовет в Оренбурге. При этом рейтинг партии не превышал по опросам 4%.
И, наконец, непарламентские партии не смогли провести в Горсовет ни одного кандидата. Даже «Родина», которая благодаря своей работе сумела поднять рейтинг партии с 1% до 4,5%, не смогла «прорваться» в Горсовет.
Один из главных уроков заключается в том, что новая система выборов глав городов и районов области практически перенесла решение главного вопроса муниципальных выборов – выбор главы муниципального образования - на послевыборный период. Конечно, здесь запрограммировано использование административного ресурс. Однако и для действующей власти – это достаточно сложная проблема: подобрать эффективных «менеджеров» на всех уровнях муниципальной власти.
В целом муниципальные выборы в Оренбургской области прошли достаточно спокойно, и результаты были прогнозируемыми.
Анализ прошедшей избирательной кампании в Оренбургской области позволяет сделать выводы достаточно общие и для других регионов современной России.
1. На итоги муниципальных выборов в 2015 г. существенное влияние оказали поправки, внесенные в Законы регионов России по формированию органов муниципальной власти. Так, отмена прямых выборов глав муниципалитетов повлияла на ход избирательной кампании в области, которая прошла без столкновения кандидатов на посты Глав муниципалитетов, и поэтому была менее интересной для избирателей. Именно поэтому существенно снизилась явка на эти выборы.
2. Несмотря на то, что по опросам, проведенным в области, зафиксирован рост числа бедных в Оренбургской области, уровень поддержки субъектов федеральной и региональной власти сохранился почти на уровне 2014 г. Актуальная внешнеполитическая ситуация и слабость оппозиции, которая поддержала внешнеполитический и внутриполитический курс руководства страны, конвертируется в сохранение доверия к действующей власти. Зафиксировано объективное влияние того исторического периода, который переживает страна в целом, на ход муниципальных выборов.
3. В связи с этим выявлен и другой парадоксальный факт: на фоне ухудшения материального положения оренбуржцев уровень протестной активности населении области существенно снизился.
4. Итоги муниципальных выборов свидетельствуют о том, что в них участвуют те же самые партии, что и в 2010 г. В области зарегистрировано более 50 партий, но реальных ресурсов и узнаваемости у них нет. Поэтому непарламентские партии практически не смогли принять реального участия в выборах. Снятие в Оренбурге с регистрации трех партийных списков из-за нарушений при сборе подписей и оформлении документов принципиально изменить картину не могло. Даже если бы эти партии и остались в бюллетенях - шансы пройти в городской Совет были минимальны.
5. В 2015 г. депутаты всех муниципалитетов избирались по мажоритарной системе, за исключением Оренбурга. Учитывая то, что в 2016 г. выборы в Законодательное Собрание области и Государственную Думу пройдут по смешанной избирательной системе, оппозиционные партии по партийным спискам имеют шансы провести своих кандидатов в эти органы власти.