Исследование диалогической речи

А) Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок.

Материалом для исследования служат серии из 4-5 картинок. Например, серия из 4 картинок «Мальчик и ласточка»: 1 – Ласточка свила гнездо около окна. 2 – Птенчик упал из гнезда. 3 - Мальчик увидел птенчика. 4 – Мальчик положил птенчика в гнездо.

Процедура исследования. Ребенку последовательно по одной предлагаются картинки указанной серии. Предыдущие картинки не убираются.

Инструкция. В процессе рассматривания картинок даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…». Задаются следующие вопросы:

§ Где ласточка свила гнездо?

§ Кто был в гнезде?

§ Что случилось с одним птенчиком?

§ Кто увидел на земле птенчика?

§ Что сделал мальчик?

Критерии оценок: соответствие ответа ситуации; характер языкового оформления ответа: предложением, словосочетанием, одним словом.

Ответы на каждый вопрос оцениваются в баллах следующим образом.

По критерию соответствия ситуации: ответ не соответствует ситуации – 0, ответ соответствует изображенной ситуации – 1 балл. По критерию характера языкового оформления: ответ дан в виде слова – 1 балл, в виде словосочетания – 2, в виде предложения – 3 балла.

Определяется уровень выполнения задания в целом: 1 (самый высокий) уровень - ответ соответствует ситуации, дан предложением; 11 уровень (выше среднего) – ответ соответствует ситуации, дан одним словосочетанием; 111 уровень (средний)– ответ соответствует ситуации, дан одним словом; 1У уровень (ниже среднего) – в ответе неточное отражение изображенной на картинке ситуации, дается формой слова; У уровень (низкий) – случайный ответ одним словом, содержание ответа не соответствует ситуации.

Б) Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку.

Материалом для исследования служит сюжетная картинка. Например, сюжетная картинка «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Они увидели белку. Девочка и мальчик собирают землянику. Девочки сорвали ландыши.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Скажи…». Задаются следующие вопросы по содержанию картинки:

§ Куда пришли ребята?

§ Кого (что) дети увидели в лесу?

§ Во что дети собирают землянику?

§ Какие цветы сорвали девочки?

Критерии оценок: соответствие ответа изображенной на картинке ситуации; характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).

Ответы оцениваются в баллах аналогично предыдущему заданию

Определяются уровни выполнения задания (см.1).

Исследование монологической связной речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: